Автоматизированная методика поиска инновационных решений (АМПИР)
Титов В.В.

За время, прошедшее с первого изобретения, написано довольно много о методах, позволяющих получать нестандартные технические решения. Более того, в последние два десятка лет методы изобретательства активно пропагандируются и успешно применяются также в областях, далеких от технических проблем. При этом общая тенденция переложить как можно больше дел с человека на машину захватила и эту сферу инновационной деятельности. В результате старые (по времени создания) методы поиска новых технических решений, не потерявшие ничего из своего эвристического арсенала, потеряли главное - потеряли пользователя.

Компьютеризация усугубила ситуацию: человек постепенно теряет навыки письма (карандашом или ручкой), заменяя его стукотеньем по клавишам и кликами мышью по кнопкам. А ведь старые мастера, по многу раз переписывая свой труд, делали это отнюдь не из любви к чистоте: опыт показывает, что при переписывании текста активно идет его доработка, творческая переработка. Любая творческая работа обязательно сопровождается неоднократной переделкой, совершенствованием уже сделанного. И особенно важно это в изобретательской, инновационной деятельности. Метод проб и ошибок - это не ругательное словосочетание, а метод гипотез, реально единственный метод, пронизывающий все без исключения алгоритмы, методики и приемы, описанные в литературе по изобретательству.

Гипотеза возникает в мозгу человека, поэтому обязанность ДУМАТЬ никакой алгоритм или метод изобретательства с него не снимает. Но помочь человеческой мысли может, подтолкнуть, показать интересное направление мысли. И эта функция (функция подсказки) генетически встроена в любой из множества известных методов и приемов изобретательства.

Настоящая работа явилась следствием желания освободить изобретателя от рутинной подготовительной части формулирования подсказок, оставив ему только две истинно творческие функции: генерацию нестандартных решений и их аналитическое развитие. В результате был разработан комплекс программ, в совокупности формирующих Автоматизированную Методику Поиска Инновационных Решений (АМПИР) и обеспечивающих в диалоговом режиме реализацию того или иного известного (в "ручном" исполнении) метода.

В учебном курсе постановка цели поисковой деятельности изучается где-то в середине курса, в реальной же жизни выбор цели является первой операцией, от результата которой зависит все дальнейшее. Небольшая программа МАЙЕВТИК предлагает пользователю уточнить поставленную задачу (а может быть, и изменить ее), построив дерево целей-средств и выбрав в результате наиболее эффективный путь решения проблемы.

На следующем шаге пользователь выходит с уточненной задачей в блок анализа и выбора наиболее эффективного метода решения. Методов много, каждый из них работает наиболее эффективно в своей области (по сфере деятельности, по виду модифицируемого объекта или операции, по степени определенности задачи). Парк этих методов, переведенных на язык компьютера и встроенных в систему АМПИР, постоянно растет, так что даже если первая попытка найти решение проблемы окажется неудачной (или найденное решение окажется недостаточно эффективным), можно испробовать другой метод из уже включенных в АМПИР..

Далеко не каждый описанный в литературе метод может быть легко преобразован в компьютерную программу, реализующую диалоговый режим с пользователем. Это связано и с чисто лингвистическими трудностями, и в гораздо большей степени - с трудностями смысловыми, связанными с многозначностью терминов.

К настоящему времени в арсенале АМПИР следующие программы:

МАЙЕВТИК - программа построения дерева целей-средств (по FAST),

МФО - метод фокальных объектов,

МБП - синектический метод букета проблем,

ММЯ - метод морфологического ящика (по Цвикки),

МОК - метод отрицания и конструирования (по Цвикки),

ALBUM - альбом приемов разрешения технических противоречий (по Альтшуллеру),

МКВ - метод контрольных вопросов (четыре комплекта).

Кроме этих сравнительно коротких программ в систему АМПИР включен большой блок СМП (системно-морфологический подход), который является не методом, а метаметодом, включающим в себя руководство к действию, а также краткие описания множества методов поиска. Данный блок можно характеризовать как путеводитель решателя, поскольку в нем прописан фактически весь путь поиска инновационных решений от первичного ознакомления с проблемой до сравнительной оценки найденных решений. Но, в отличие от остальных программ АМПИР, этот блок организован как инструктивный, без возможности диалогового общения с пользователем.

Каждая из перечисленных программ существует также в самостоятельном варианте (с сохранением диалогового режима работы). Все программы (и комплекс АМПИР) работают в режиме off-line, хотя планируется встроить в АМПИР специальную методику поиска информации в интернете.

Ни одна из программ комплекса АМПИР не предусматривает автоматического сохранения полученных решений (и промежуточных результатов), оставляя пользователю возможность зафиксировать собственной рукой итоги своего взаимодействия с программой. Это сделано с той целью, чтобы пользователь не только мог, но и был обязан записать (с возможностью при этом изменить, улучшить формулировки) полученные результаты.

Программы комплекса АМПИР могут использоваться и для решения реальных задач (не только технических), и в образовательном процессе (особенно при заочном обучении методам поиска инновационных решений).

Желающим получить демоверсию или подписаться на полный комплекс программ АМПИР просьба обращаться к автору по адресу serendip@yandex.ru.

 

Рис.1. Первый экран программы МАЙЕВТИК.

 

Рис.2. Второй экран программы МАЙЕВТИК

 

Рис.3. Первый экран программы МБП

 

Рис.4. Первый экран программы МФО

 

Рис.5. Первый экран программы МКВ

 

Рис.6. Первый экран программы МОК

 

Рис.7. Первый экран программы ALBUM

 

Рис.8. Фрагмент первого рабочего экрана блока СМП.