КЛАССИФИКАЦИЯ
(системно-морфологический подход)

5.4. Классификаторы документации

5.4.1. Общеправовой классификатор отраслей законодательства (ОКОЗ)

Классификатор [11] содержит около 470 ячеек, сгруппированных в трехэтажную структуру. Собственно говоря, отраслями законодательства (формально именно это является объектом классификации, т.е. вершиной классификатора) можно назвать только ячейки верхнего этажа, да и то не все. Этих ячеек ровно 50, они никак не структурированы и на одном уровне оказались и “020.000.000. Гражданское законодательство”, и “320.000.000. Законодательство о гидрометеорологии”, и “660.000.000. Решения по вопросам помилования”.

Ни одну из ячеек следующего уровня (например, “010.040.000. Государственный язык”, или “020.060.105. Прокат”) нельзя назвать отраслью законодательства, поэтому формально ОКОЗ (точнее, та его часть, которая содержит именно отрасли законодательства, а это разделы с 010.000.000 по 420.000.000) является не классификатором, а простым перечнем отраслей законодательства, никак не структурированным (хотя провести логическое деление этого небольшого массива очень просто).

Совсем иначе смотрится ситуация, если бы ОКОЗ назывался несколько иначе, например: “Классификатор нормативных правовых актов (федерального уровня)”. В этом случае структура и формальные связи между ячейками больше похожи на то, что характерно для классификации. Тем не менее, остаются другие ошибки.

Разделы (ячейки) верхнего уровня ОКОЗ содержат обязательное слово “законодательство” и это - правильно. Формально при смене названия классификатора следовало бы в каждый раздел (любого уровня) включить обязательное понятие “нормативный правовой акт”. Экономия на словах приводит к тому, что по названию раздела далеко не всегда можно сказать, к какой части классификатора он относится (например, раздел под названием “Компетенция” встречается шесть раз без упоминания, о чьей компетенции идет речь). Это вынуждает для понимания сути раздела проследить всю иерархическую цепочку, которая в ОКОЗ выглядит сравнительно короткой (всего три этажа иерархии), но в реальном классификаторе (при соблюдении условия “от трех до семи” на каждом этаже классификации) может быть более протяженной. В частности, для массива разделов, присутствующих в ОКОЗ, при их корректной классификации среднее число этажей (из расчета среднего коэффициента деления, равного 4) будет равно 1+log4450»5,5, причем при строчной записи классификатора эти 5-6 строк будут разнесены в тексте на солидные расстояния и практически недоступны для одновременного обозрения. Поэтому с точки зрения удобства пользования классификатором каждая его строка (при строчной записи) должна содержать информацию обо всей иерархической надстройке.

Альтернативный вариант - изображение классификатора в виде блок-схемы (подобной Рис.1) - позволяет не разворачивать текст ячеек полностью, но у него свой недостаток - необозримость всего поля классификации. Впрочем, организация записей в форме, подобной представленной на Рис.1, помогает сравнительно просто обойти эту трудность и при ошибочном выходе не на ту ячейку быстро вернуться к этажу, на котором был сделан неверный выбор, и пойти по другой ветви.

Возвращаясь к конкретному ОКОЗ, можно сделать вывод, что это не классификатор в строгом смысле этого слова, поисковые возможности его весьма слабы, а многозначность рубрик или разделов делает весьма субъективной и неоднозначной работу как по размещению нормативных актов, так и по поиску их.

Тем не менее, содержание этого классификатора безусловно можно использовать для создания корректного классификатора нормативных правовых актов при соблюдении всех основных правил классификации. В Приложениях 1 и 2 показано, как могли бы выглядеть некоторые фрагменты такого классификатора.

5.4.2. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД)

Этот классификатор [12] является плодом работы семи “нянек”- учреждений, не считая головного ВНИИКИ. В соответствии с постановлением о введении в действие ОКУД целями его создания и использования провозглашены:

- регистрация форм документов;
- упорядочение информационных потоков в народном хозяйстве;
- сокращение количества применяемых форм;
- исключение из обращения неунифицированных форм документов;
- обеспечение учета и систематизации унифицированных форм документов на основе их регистрации;
- контроль за составом форм документов и исключение дублирования информации, применяемой в сфере управления;
- рациональная организация контроля за применением унифицированных форм документов.

Далее приведем описание ОКУД, как оно дано в самом документе:

“В ОКУД принята иерархическая классификация с тремя ступенями. Каждая позиция классификатора состоит из двух блоков: блока идентификации и блока наименований объекта классификации.

Структура кодового обозначения унифицированной формы документа по ОКУД:

Пример кодового обозначения унифицированной формы документа по ОКУД:

09010046 Расчетная ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд

В кодовом обозначении унифицированной формы документа отражены следующие признаки классификации: первый и второй знаки (класс форм) - принадлежность унифицированной формы документа к соответствующей унифицированной системе документации; третий и четвертый знаки (подкласс форм) - общность содержания множества форм документов и направленность их использования; пятый, шестой и седьмой знаки - регистрационный номер унифицированной формы документа внутри подкласса; восьмой знак - контрольное число.”

Хотя в описании классификатора декларирована иерархическая его структура, в действительности массив информации этой классификации таков, что в некоторых участках фасетная организация просматривается невооруженным глазом. Например, в приведенном ниже фрагменте классификатора видно, что многие формы документов повторяются “один к одному” в разных подклассах (например, формы 0211151, 0212151 и 0213151), о чем свидетельствует идентичность трех последних цифр кода в приведенном примере. Таких примеров можно привести много, особенно по последним трем значащим цифрам кода. Ведь ясно, что на одном уровне иерархической структуры не может находиться тысяча элементов (три десятичных знака), так что явно или неявно, но массив этого “нижнего” этажа отнюдь не одноэтажный.

Фрагмент классификатора ОКУД

КОД
КЧ
Наименование формы
0200000
2
УНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
0211000
0
Документация по созданию организации, предприятия
0211031
3
Договор об аренде
0211071
5
Заявление на государственную регистрацию
0211072
1
Заявление в финансовые органы об открытии расчетного счета
0211073
8
Заявление об исключении из состава членов колхоза (совхоза)
0211101
1
Письмо об изготовлении печати, штампа
0211111
7
Положение о структурном подразделении
0211151
9
Приказ о создании предприятия
0211152
5
Приказ о выходе из совхоза
0211161
4
Протокол общего собрания (конференции) трудового коллектива о создании предприятия
0211162
0
Протокол общего собрания членов кооператива об утверждении устава
0211163
7
Протокол заседания правления колхоза
0211171
3
Распоряжение главы администрации территории о предоставлении земельного участка
0211191
0
Свидетельство о регистрации
0211231
2
Устав
0211241
8
Учредительный договор
0212000
4
Документация по реорганизации организации, предприятия
0212151
2
Приказ о реорганизации
0212161
8
Протокол общего собрания (конференции) трудового коллектива о реорганизации
0212181
9
Решение совета директоров (правления) о реорганизации
0213000
8
Документация по ликвидации организации, предприятия
0213011
4
Акт о ликвидации
0213101
9
Письмо с сообщением о ликвидации
0213102
5
Письмо участника о выходе из совместного предприятия
0213151
6
Приказ о ликвидации и создании ликвидационной комиссии
0213181
2
Решение совета директоров (правления) о ликвидации
0213161
1
Протокол общего собрания (конференции) трудового коллектива о ликвидации

Кстати, семь обязательных десятичных знаков кода означают, что можно закодировать 10000000 форм, тогда как в классификаторе их наличествует всего около 2000. В этом смысле принцип “от трех до семи” гораздо более экономичен и логичен (несмотря на то, что некоторые из кодов могут содержать даже больше семи знаков).

5.4.3. Особенности классификации регламентной информации.

Регламентная информация в отличие от информации о предметах или о процедурах сообщает сведения о правилах, определяющих и состав, и связи, и функционирование элементов той или иной системы. Это создает специфические трудности при классификации такой информации, что достаточно наглядно продемонстрировано в двух предыдущих разделах.

Суровые законы классификации, несоблюдение которых чревато резким ухудшением навигационных возможностей классификатора, требуют, в частности, однородности всех объектов, содержащихся в классификации. В то же время объекты такой классификации - это документы, регламентирующие отнюдь не однородные объекты регулирования, которые мы (для выхода из этого положения) назвали общим названием “атрибуты системы” (это и подсистемы, и функции, и связи, и объекты воздействия, и т.д.). Собственно говоря, сложность состоит в том, что нужно либо использовать полное наименование каждой рубрики (типа “регламентный документ, регулирующий то-то и то-то”, и так абсолютно в каждой рубрике), что резко ослабляет внимание оператора и увеличивает вероятность ошибок, либо использовать сокращенное наименование рубрик (опуская названные выше слова “преамбулы” рубрики), что потребует особой тщательности именно при разработке классификатора и при выборе оснований деления. Конечно, второй путь предпочтительнее, поскольку он проходится усилиями специалистов и только один раз, а работу с готовым классификатором предстоит вести пользователям, не обремененным специальными познаниями, и многократно.


Классификаторы материальных объектов и услуг

Оглавление

Заключение