КЛАССИФИКАЦИЯ
(системно-морфологический подход)

Кузнецов С.В., Титов В.В.

"Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, - размышление, второй, самый легкий, - подражание, третий, самый горький, - опыт."
Конфуций

1. Введение

Человеческий мозг устроен так, что одновременно он может манипулировать не более чем семью объектами (у кого-то предел - три объекта, у кого-то - восемь-десять, но таких индивидуумов - единицы). Жизнь же ежедневно предоставляет ему разбираться с куда большим количеством окружающих субъектов, объектов, действий или качеств. Но человек не был бы человеком, если бы не нашел способа уверенного поведения в этом множестве, намного превышающем “технические” возможности собственного мыслительного аппарата. В “донаучные” времена способ этот использовался интуитивно и специального названия не имел (за ненадобностью), сейчас же изучен достаточно детально и применяется вполне сознательно. Сводится же он к тому, что все море объектов, требующих осмысления или какой-либо обработки, организуется в виде упорядоченной системы. для которой разрабатываются определенные правила навигации и в которой каждому объекту отводится вполне определенное место, так что не возникает сомнений ни в том, куда поместить данный объект, ни в том, где его при надобности искать.

В таких случаях принято говорить, что эти объекты “расклассифицированы”, а самоё систему называют “классификацией”. Массивы, с которыми человеку приходится иметь дело, могут быть предметами (их можно пощупать, подвигать, и т.д.), графическими образами или фигурами (круг, конус, прямая, и т.д.), действиями или операциями (резание, выращивание, рисование, и т.д.), качествами (цвет, температура, твердость, и т.д.), могут быть звуками, символами, понятиями и много чем еще, и в каких-то ситуациях каждый из них может стать объектом классификации.

Но в любом случае процедуру классификации человек выполняет не непосредственно с объектами, а с понятиями, описывающими эти объекты на человеческом языке. И в этом случае весь инструментарий для проведения классификации ему предоставляет наука логика. К сожалению, эту науку уже давно не изучают ни в школах, ни в вузах (за редким исключением) и каждый вынужден постигать ее своим умом, что не всегда приводит к разумным результатам. Поэтому для начала придется вспомнить основные понятия логики, необходимые для изучения названной выше процедуры классификации.


Аннотация

Оглавление

Логические операторы