3. Benchmarking (сравнение конкурентных объектов)

      В случае сопоставления конкурентных товаров или технологий (benchmarking) результатом обычно является таблица, где конкурентные объекты формируют левый столбец, а полезные (только полезные!) свойства, функции или иные полезные характеристики объекта формируют верхнюю строку. Вторая строка отводится для назначения коэффициентов относительной значимости данного свойства. При этом на каждом пересечении строки и столбца ставится частная оценка (частный балл) конкретного свойства для конкретного объекта. Суммарный же балл для каждого конкретного объекта (последний, правый столбец таблицы) рассчитывается как сумма произведений частных баллов на соответствующие коэффициенты относительной значимости. Оценку (частные баллы) можно вести, например, по 10-балльной шкале (чем выше оценка, тем лучше, полнее реализовано данное полезное свойство в данном варианте объекта).
      Заметим, что любая система экспертных оценок (и 10-балльная, в частности) достаточно груба. Тем не менее, можно несколько повысить точность оценок, если после первичной оценки провести попарное сравнение объектов для каждого из столбцов таблицы и уточнить частные баллы (используя, например, дробные величины).
      В результате после заполнения всей таблицы в последнем столбце можно получить наглядную картину сравнительной привлекательности объектов разных конкурентов и провести ранжирование. Впрочем, из-за малой точности процедуры различие суммарных баллов в 2-3% не стоит считать существенным, так что иногда на одной ступеньке могут оказаться объекты двух конкурентов. И вопрос о том, какой из них выбрать в качестве ориентира для улучшения нашего объекта, становится уже делом вкуса.
      Замечание о полезности. Это не объективная (общечеловеческая) полезность, а польза именно для Вас, для достижения Вашей бизнес-цели.
      При определении списка полезных свойств объекта нужно учитывать следующее. За время своего существования каждый экземпляр объекта может неоднократно менять своего "хозяина" или пользователя. А именно, в начале своей жизни каждый экземпляр объекта производят, создают, и делает это производитель. В это время полезными являются все свойства и характеристики, связанные с производством данного объекта. Затем созданный объект пытаются продать конечному пользователю, и в это время "хозяином" является продавец, так что полезными будут считаться свойства, облегчающие деятельность продавца. Следующим, конечным пользователем является покупатель, для которого полезными являются эксплуатационные характеристики объекта. В ходе эксплуатации возможно появление дефектов или нарушений (не смертельных) объекта, он поступает к ремонтнику, для которого полезными будут уже свойства, связанные с ремонтом объекта. И, наконец, после полного использования объекта (когда уже нет смысла его ремонтировать) наступает утилизация объекта (или его остатков), когда полезными становятся совсем иные свойства, связанные с утилизацией и экологическими проблемами. И хотя многое из перечисленного не очень-то интересует производителя, следует все же помнить, что все без исключения "полезности" в той или иной степени влияют на конкурентоспособность объекта.
      Приведенные выше рассуждения в наибольшей степени относятся к объектам, которые можно назвать товарами, предназначенными конечному потребителю - физическому лицу, т.е. товарами из группы Б (средства потребления). Для товаров группы А (средства производства), куда входят как предметные объекты (инструменты, станки, сырье, и т.п.), так и операционные объекты (технологии, алгоритмы, и т.п.) конечными пользователями являются те или иные производства, и условия эксплуатации, использования этих объектов, как правило, довольно специфичны. Соответственно, специфичными, привязанными к конкретному производству должны быть и полезные свойства объекта. Поэтому Вам придется вникнуть не только в специфику собственного производства, но и в специфику производства этих конечных пользователей-производственников.
      Замечание об оформлении таблицы бенчмаркинга. Лучше всего ее оформлять в Excel, тогда Вы можете по ходу заполнения ячеек таблицы сразу видеть, как изменяются суммарные баллы. И менять частные баллы, тут же видя изменение позиций конкурентов.

      Далее