48. Мозговой штурм

             Мозговой штурм (МШ, brainstorm или brainstorming) был предложен американцем А. Осборном в 30-е годы ХХ века. Принцип его состоял в том, чтобы разделить во времени процесс генерации идей и процесс анализа этих идей. Это позволяет на этапе генерации отключить критику, способную убить "на корню" любую идею, любой полет мысли, а на этапе анализа извлекать из каждой идеи, высказанной ранее, рациональное зерно и доводить эти "зерна" до реального воплощения.
       После многих лет совершенствования метода выкристаллизовались довольно четкие правила организации и проведения "классического" мозгового штурма.
       Одним из основных условий этапа генерации МШ является допустимость (и желательность!) высказывания необычных идей, смешных, "дурацких", отдаленных, невозможных, и т.д. (а можете Вы себе представить такое на серьезном совещании, например?).
       Вторым непременным условием эффективного проведения этапа генерации МШ является подготовленность всех участников процесса, т.е. знание и четкое соблюдение правил этого этапа.
       Третьим непременным условием является наличие ведущего, который управляет процессом генерации, и по определению эту функцию не может исполнять руководитель высшего ранга; более того, в команде генераторов идей крайне нежелательно присутствие лиц, связанных непосредственным административным подчинением.
       Классический мозговой штурм реализуется в семь этапов:

  1. Подготовка команды генераторов.
  2. Подготовка помещения для проведения этапа генерации.
  3. Подготовка технического оборудования.
  4. Проведение этапа генерации.
  5. Расшифровка протокола генерации.
  6. Проведение этапа анализа идей.
  7. Выбор оптимального варианта решения.
       Подготовка команды генераторов идей сводится к тому, что участникам будущего штурма объясняются все правила их деятельности на этапе генерации и проводится пробный мозговой штурм какой-либо посторонней (может быть, даже шуточной) задачи.
       Подготовка помещения сводится к тому, чтобы все участники чувствовали себя комфортно, видели друг друга и чтобы ничто не мешало процессу (телефоны всех видов должны быть отключены, посторонние удалены из помещения, посторонние шумы снижены насколько возможно, и т.п.).
       Подготовка оборудования - это обеспечение удобного расположения мебели (круглый стол или аналогичная дислокация), обеспечение записи всего, что будет нагенерировано (магнитофон можно заменить секретарем, это лучше).
       На этапе генерации ключевую роль играет ведущий мозгового штурма, который должен обеспечить соблюдение множества правил этого этапа.
       Основных правил, которые должны соблюдать все участники, всего три:
  1. никакой критики,
  2. никакого обоснования идей,
  3. поощрение каждой высказанной идеи.
       Ведущий МШ - это и дирижер большого оркестра генераторов, и генератор идей, и координатор, "правилоблюститель" процесса. Его задачи на этапе генерации таковы
  1. Пресекать критику, не пресекая при этом инициативу вообще.
  2. Похвалить каждую идею так, чтобы автору ее казалось, что его-то похвалили лучше всех.
  3. Сменить направление генерации, когда цепочка родственных идей затянулась.
  4. Подхлестнуть генерацию собственной идеей, когда команда забуксовала, выдохлась.
       После окончания этапа генерации инициатор МШ (он же, как правило, и ведущий МШ) остается один на один с магнитофонной записью или с обрывочными записями секретаря (ибо полностью секретарь успел бы записать в лучшем случае две-три идеи из десятка, а общее их число может исчисляться и тремя десятками за 7-10 минут штурма). Первое дело - по свежим следам восстановить эти идеи в их первоначальной формулировке автором (кстати, авторство идей при МШ принято считать коллективным, и это разумно, поскольку идеи идут цепочками, стимулируя одна другую, и кто сказал "А", где начало этой цепочки, почти никогда не определяют).
       А дальше начинается скрупулезная, систематическая работа по систематизации, группированию идей в кластеры и классификации этих кластеров идей. Это уже переход к этапу анализа комплекса идей, который проводится в рамках системно-морфологического подхода.
       Одной из важнейших особенностей МШ является то, что в команду генераторов идей целесообразно включить специалистов отнюдь не в той области, к которой относится проблема. "Со стороны видней" - это не пустая фраза, а опыт многих поколений. Кроме того, одни и те же проблемы возникают в самых разных областях, и кое-где они уже, возможно, были решены, но относительно объектов другой природы, так что оглядеться по сторонам в поисках решения - не самый плохой вариант.
       Более полную информацию о мозговом штурме и его разновидностях можно найти здесь. Пример решения задачи с применением мозгового штурма можно посмотреть здесь.
 
Возврат к схеме аналитического этапа  Возврат к схеме синтетического этапа