49. Поиск аналогий

Инструкция к исполнению подэтапа "Объектно-ориентированный поиск".

  1. Преобразуйте исходную задачу в ситуацию "объект1 воздействует (плохо) на объект2".
  2. Замените в полученной формулировке ситуации "объект1" на какой-либо иной объект. Предложите решение для этой измененной ситуации. Попробуйте другую замену "объекта1".
  3. Проведите аналогичную операцию с "объектом2".
  4. Если два предыдущих шага не дали интересных результатов, попробуйте одновременно изменить и "объект1", и "объект2".
  5. Зафиксируйте все нетривиальные решения, полученные на этом подэтапе.

Инструкция к исполнению подэтапа "Функционально-ориентированный поиск".
  1. Преобразуйте исходную задачу в ситуацию "объект1 воздействует (плохо) на объект2".
  2. Замените в полученной формулировке ситуации "воздействует" (конкретный глагол) на его более общий аналог.
  3. Замените этот глагол-общий аналог на глагол - аналог того же уровня, что и исходный ("воздействует"). Предложите решение для этой дважды измененной ситуации. Попробуйте другие глаголы - аналоги.
  4. Зафиксируйте все нетривиальные решения, полученные на этом подэтапе.

      Аналогия - это наиболее общий самопроизвольный подход к решению неожиданно возникшей проблемы: человек, столкнувшись с проблемой, прежде всего автоматически обращается к своему жизненному опыту и, если точно такая проблема уже встречалась, то решение приходит само, автоматически, минуя фазу сознательной обработки информации. Это относится как к самым обычным житейским проблемам (выбор одежды перед выходом на улицу, реакция на встречного пешехода, и т.п.), так и к проблемам производственным или организационным.
       Однако "точно такая" проблема, вообще говоря, и не воспринимается человеком как проблема. Замешательство (и, как следствие, включение сознания) возникает тогда, когда жизненный опыт не дает автоматического ответа. В этом случае переходят к сознательному поиску аналогов, т.е. проблем (прошлых, уже встречавшихся и когда-то, возможно, решенных), где или объект, или действие, или внешняя среда похожи на то, с чем Вы столкнулись. При анализе метода букета проблем показан общий алгоритм формирования списка проблем-аналогов.
       Большинство проблемных ситуаций может быть сформулировано в виде фразы: "предмет1 воздействует (или должен воздействовать) на предмет2", где результат этого воздействия не устраивает нас по какой-то причине. Поиск аналогий следует вести отдельно по каждому из значащих терминов этой формулировки. Если заменять в исходной фразе только один из терминов, то получается "аналогия первого порядка". Если же использовать две замены (т.е. заменить два из трех терминов фразы аналогичными), то мы выходим на другой, более отдаленный уровень аналогий (хотя это внешне и похоже на ПОВ из метода букета проблем, но в действительности это совсем иное направление поиска).
       Обычно выделяют объектно-ориентированный поиск аналогий, когда основное внимание обращают, с одной стороны, на те субъекты (предмет1 в формулировке задачи), которые активно воздействуют на обрабатываемый объект, а с другой стороны, на те объекты (предмет2 в формулировке задачи), над которыми производится некое действие. Тем самым формируются два комплекта аналогий первого порядка. При необходимости из этих двух комплектов можно сформировать и третий комплект - комплект аналогий второго порядка.
       Что касается функционально-ориентированного поиска, то здесь для словесной обработки предоставлен только один термин "воздействует". Поэтому для получения достаточно представительного списка аналогий (такого, как и при предметно-ориентированном поиске), возможно, придется использовать не только термины и воздействия того же уровня общности, что и исходный термин, но выйти также и на обобщенные термины, описывающие целую группу воздействий (например, вместо "обтачивает" использовать "уменьшает диаметр", что может вывести на немеханические способы обработки).

 
Возврат к схеме аналитического этапа  Возврат к схеме синтетического этапа