50. О синектике

      Синектика - это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.
       Название метода произошло от греческого Synectics, что означает "совместное действие". Считается, что автор метода W. Gordon выстроил его на базе мозгового штурма, хотя в действительности различий между этими методами больше, чем общего.
       Слова, которыми пользуется поэт, или вещи, которые использует изобретатель, - это самые обычные слова и вещи. Новизна заключается в их взаимосвязи. При этом такая связь обладает синергетическим эффектом, то есть сумма здесь больше составных частей, взятых по отдельности.
       Синектика - это процесс открытия или создания новых связей, синтеза новых идей и решений. Для стимуляции этого процесса синектика предлагает 23 "триггера" (переключателя), каждый из которых представляют собой мини-методику, фокусирующуюся на каком-то аспекте построения новых связей.
       Синектика предполагает формирование постоянной рабочей группы из 4-6 человек, обладающих вполне определенным набором качеств и умений. Критериями отбора специалистов в группу синекторов служат гибкость их мышления, диапазон знаний и практического опыта (предпочтительны специалисты, менявшие свою профессию или специальность не менее двух раз), возраст (от 25 до 40 лет) и контрастность психологических типов. Выбору предшествует длительное наблюдение за поведением в разговорах, за невербальным общением и за способностью включиться в работу уже имеющихся синектических групп. Таким образом, группа синекторов сама подбирает себе нового члена, обучая его простейшим методом "делай, как мы".
       Последовательность решения проблемы группой синекторов такова:

  1. Группа знакомится с поставленной (извне) задачей, которая определяется формулировкой ПКД - Проблема, Как она Дана.
  2. Первоначальная дискуссия на тему ПКД нацелена на то, чтобы выяснить свои взгляды на очевидные решения и понять их ограниченность и недостаточность.
  3. В результате этой дискуссии формулируется ПКП - Проблема, Как она Понята с учетом того, что дали очевидные решения и какие трудности при этом остались нерешенными.
  4. Основная часть работы группы - дискуссия, нацеленная на решение ПКП.
       Основной принцип синектики, реализуемый на всех этапах работы - превращение необычного в привычное и наоборот, превращение обычного в непривычное. Основной инструмент, обеспечивающий эти преобразования, - аналогии. В ходу четыре типа аналогий:
      1. Прямая аналогия. Наиболее богатую пищу для таких аналогий дает живая природа. Это, конечно, не значит, что в человеческом быту нельзя найти подходящую аналогию, но во многих случаях предшественники - решатели этой проблемы уже пытались использовать человеческий опыт из другой области. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п.
      2. Личностная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить "в образ" этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.
      3. Символическая аналогия. Наиболее продуктивный вид аналогии, заставляющий мысленно совместить несовместимые (никогда вместе не встречавшиеся) понятия и характеристики и разобраться в том, что бы мог представлять собой получившийся словесный кентавр. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание "радужное постоянство", так как отшлифованный мрамор (кроме белого) - весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.
      4. Фантастическая аналогия. Аналогия, пренебрегающая законами природы, допускающая неестественные превращения или поведение тех или иных объектов. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.
       Эти четыре вида аналогий охватывают все аспекты жизненного опыта человека:        Более подробное описание метода с примерами его использования можно найти здесь.
       Синектика может использоваться как в качестве групповой техники, так и индивидуально. О первом случае сказано выше, а вот в индивидуальной работе синектика, как демонстрирует книга Nicholas Roukes. Design Synectics. Stimulating Creativity in Design., может быть полезным инструментом не только для непосредственно креативщиков, но и для дизайнеров, стремящихся создавать визуально яркие, необычные работы.
       Книга разбирает основные особенности восприятия и предлагает практические задания, направленные на развитие у дизайнера навыков сознательного использования этих особенностей. Фактически это курс по дизайну с большим количеством прикладного материала, где синектика используется как теоретическая база.
       Одна из основных концепций этой базы - использование аналогий, то есть процесс обнаружения сходных черт у непохожих вещей. Автор книги делит аналогии на логические и психологические.
       Логические аналогии:        Психологические аналогии:
 
Возврат к схеме аналитического этапа  Возврат к схеме синтетического этапа