МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Г. Буш

 

ВВЕДЕНИЕ

В древности считали, что тайна создания изобретений доступна только богам. Египтяне верили, что астрономические приборы изобрел бог Тот, а способ изготовления пива - Озирис. Греки приписывали изобретение вина Бахусу, изобретение плуга - Гере. Римляне считали изобретателем способа обработки почвы Сатурна и верили, что богиня Деметра подсказала способ выращивания хлебных злаков легендарному изобретателю Триптолему.

Длительное время творческий процесс под влиянием метафизических представлений, догматов религии, агностицизма, биологического детерминизма и других идеалистических теорий считали таинственным, принципиально непознаваемым. Создание научно обоснованных представлений о творчестве стало возможным только в результате развития материалистической философии, рассматривающей творчество как имманентную характеристику человеческой деятельности вообще. Марксистско-ленинская диалектика стала методом всякого творчества. Она позволила подняться до правильных заключений, обобщений и выводов и в научной методологии изобретательства.

Новаторы техники применяли диалектику задолго до того, как были сформулированы ее законы. Они эмпирически наталкивались на те или иные диалектические решения, не подозревая при этом, что пользуются диалектикой в качестве методологии технического творчества. Однако сознательное применение марксистско-ленинского диалектического метаметода в мышлении и творчестве новаторов техники дает неоценимое преимущество. Стихийная мысль без сознательного применения научного метода нередко сбивается с правильного пути, что приводит к ошибкам. Овладение марксистско-ленинской методологией не сводится к заучиванию ее категорий, законов, формул и к механическому приложению их к тем или иным явлениям в области техники и технического творчества. Творческое овладение марксистско-ленинской методологией предполагает всестороннее и глубокое изучение техники, закономерностей ее развития, различных факторов технического творчества - объективно, в многосторонней связи с другими явлениями и в развитии, которое происходит по законам, присущим самим явлениям и предметам.

Помимо понимания сущности марксистско-диалектического метаметода, необходимо умение применять законы и категории материалистической диалектики в каждом конкретном случае, в каждой конкретной области техники. Ф. Энгельс отмечал: "С одним знанием того, что ячменный стебель и исчисление бесконечно малых охватываются понятием "отрицание отрицания", я не смогу ни успешно выращивать ячмень, ни дифференцировать и интегрировать, точно так же, как знание одних только законов зависимости тонов от размеров струн не дает еще мне умения играть на скрипке".

Законы и категории материалистической диалектики действуют всегда и везде, однако их действие в каждой области явлений своеобразно, специфично. С этим обстоятельством связано то, что, как и в каждой науке, в методологии технического творчества наряду с всеобщим марксистско-диалектическим метаметодом формируются специфические общие и частные методы. Изобретатель пользуется теми и другими. Марксистско-ленинская методология является могучим орудием технического творчества именно потому, что предостерегает от односторонности и субъективизма.

Классики марксизма-ленинизма К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин, создавшие марксистско-ленинский диалектический метаметод, высказали также много основополагающих мыслей о технике и творчестве вообще и о различных частных явлениях в этих областях. Особое значение для развития методологии изобретательства имеют труды К. Маркса, который писал, что все возрастающие общественные потребности выдвигают новые технические задачи, причем "человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить", а "сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления"2. "Создание изобретений обусловливается частью кооперацией современников, частью использованием работы предшественников"1, причем изобретатели используют также неудачные идеи прошлого. Как правило, "за каждым крупным изобретением в области механики следует усиление разделения труда, а всякое усиление разделения труда ведет, в свою очередь, к новым изобретениям в механике".

К. Маркс отметил также ряд частных методологических принципов развития техники. Он считал, что кооперация труда ведет к дифференциации средств труда. Дифференциация последних, в свою очередь, ведет к их комбинации, трансформации, и наоборот - комбинация предполагает дифференциацию. Изобретения создаются различными методами: изменением источника энергии, приводящего в движение средства труда, увеличением количества одновременно действующих орудий, переходом на процессы непрерывного действия, расчленением процесса труда, увеличением технических объектов до циклопических размеров, увеличением скорости машин, подвижности орудий, арены труда работающего и др.3

Объективность существования частных методов создания изобретений позднее подтвердили исследователи разных специальностей, изучившие и обобщившие огромный фактический материал различных исторических эпох. Историк Э. Б. Тейлор считал, что технические объекты вовсе не изобретаются с помощью голой фантазии, но появляются лишь в процессе изменений существующего.

Самым низшим разрядом орудий он считает те, которые природа нам доставляет в готовом виде или в таком, что они нуждаются только в окончательной отделке (например, кремни для удара и метания, сучья для дубин и копий, шипы или зубья - проколки, осколки кремня для резания или скобления). Вначале создаются орудия универсального назначения для грубого выполнения нескольких операций, которые позже совершенствуются методом специализации. Так, куски обсидиана, использовавшиеся вначале для резания и скобления, стали применяться ацтеками для бритья. Методом специализации из древней дубины создавались палица, дубина c насечками для изготовления ткани из коры, булава как символ власти. В других случаях изобретения создавались методом имитации - североамериканские индейцы за недостатком табака подыскивали какое-нибудь сходное с ним растение, используя, например, ивовую кору. Применялись также методы трансформации технического объекта, методы изменения материала, объединения технических элементов (например, скифский лук был изобретен благодаря соединению посредством клея или жил нескольких кусков дерева и рога).

Исследователь истории первобытного изобретательства О. Т. Масон считает, что историческая эволюция (изобретений происходила в результате применения следующих методов изобретательства:

Историк Г. Шурц в своем исследовании по истории первобытной культуры приводит примеры создания примитивных орудий методами дифференциации орудий, упрощения технических объектов, эстетического облагораживания вещей, замены материалов, объединения, универсализации и др.

На основе изучения развития техники в каменном веке известный советский историк С. А. Семенов отмечает ряд общих и частных закономерностей развития техники. Среди общих закономерностей он выделяет следующие:

Из перечисленных выше закономерностей непосредственно вытекает ряд частных методов технического творчества. В развитии отдельного технического объекта можно усмотреть применение разных методов технического творчества. С. А. Семенов в процессе усовершенствования способов сверления отмечает следующие главные направления:

В наше время традиционные методы поиска решения изобретательских задач способом слепых проб и ошибок не удовлетворяют непрерывно возрастающие общественные потребности.

Немецкий ученый и изобретатель Юст Либиг писал в XIX веке: "Изобретатель - это человек, создающий новую или усовершенствующий известную мысль так, что она становится действенной или пригодной к реализации, он уходит в сторону от утоптанной тропинки, не знает больше, куда идет, и из тысячи, может быть, один достигает цели; он не знает происхождения своих мыслей и не может дать отчета о своей деятельности". Еще Френсис Бэкон сравнил изобретения с лабиринтом, запутанные перекрещивающиеся и коварные ходы которого нельзя разгадать без практического опыта. Однако тот, кто разгадал тайну лабиринта, может раскрыть ее другим, чтобы предостеречь их от неудач и слепого блуждания.

Такой путь сознательного использования обобщенного опыта человечества, знаний о механизмах творчества для оптимизации процесса создания изобретений используют новаторы техники, овладевшие основами научной методики технического творчества. Около трех десятилетий новаторов техники уже обучают методике поиска решений изобретательских задач. Наиболее серьезные результаты такого обучения достигнуты в СССР и США.

Вопросы методики технического творчества приобретают особую актуальность в условиях научно-технической революции и создания материально-технической базы коммунизма.

В последнее время в нашей стране плодотворно работает много исследователей, изучающих процесс технического творчества, механизмы творчества, закономерности развития техники. В числе этих исследователей специалисты по философии, психологии, истории, социологии, физиологии, логике, кибернетике, бионике, дизайну и др. Однако, как отмечают академик И. И. Артоболевский и многие другие советские исследователи, слабая разработка методологических вопросов технического творчества является одной из главных причин отставания теории от практики. Выход из этого положения Ю. А. Дмитриев видит в создании специальных школ.1 изобретательского искусства, специальных вузов по теории и методике технического творчества. М. Е. Поморцев считает, что методика изобретательства должна преподаваться во всех школах, техникумах, высших технических учебных заведениях. Кроме того, необходимы учебные и научно-исследовательские институты изобретательского творчества.

Обучение методике технического творчества осуществляется сейчас в основном под руководством Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР), в народных университетах технического творчества, общественных институтах патентоведения, на специальных факультетах методики технического творчества, курсах.и семинарах. Одним из центров обучения методике технического творчества и разработки ее является Рига.

Методология технического творчества не является установившейся наукой. Хотя о ней написано немало, среди публикаций наряду с серьезными исследованиям" встречаются работы, научно не обоснованные и вводящие в заблуждение. Однако, критикуя публикации этого-рода и руководствуясь метафизическими представлениями о творческом процессе, некоторые специалисты вообще отрицают самую возможность создания методики технического творчества. В основе такого подхода лежит агностическое отрицание возможности познания механизма мышления, голословные утверждения, подобные таким, как "изобретатели никогда не дождутся своего Бедекера", "никогда не было и никогда не будет книги, которая объяснила бы, как изобрести нечто новое, никому не известное", "силы новаторства являются мистическими и в целом необъяснимыми". Аналогичные утверждения появлялись в печати за рубежом, а иногда и в нашей стране до недавнего времени. В последние два десятилетия такие высказывания, однако, встречаются все реже. Большинство серьезных ученых у нас и за рубежом признают, что техническое творчество имеет свои закономерности, которые можно познать и использовать (для оптимизации творческого процесса изобретателя. Кроме того, результаты практического обучения методике технического творчества, использование методики для создания изобретений доказали возможность создания и целесообразность применения методических правил, | принципов, приемов.

Развитию методики технического творчества угрожают, подобно Сцилле и Харибде, гиперболизация возможностей, безудержное восхваление методики, с одной стороны, и голословное отрицание самого ее существования - с другой.

В настоящей работе предпринимается попытка ознакомить энтузиастов технического творчества с некоторыми практическими методами поиска решения изобретательских задач, а также с общим ходом развития методики технического творчества. Методы поиска решений изобретательских задач представляют собой лишь одну разновидность тактических приемов, применяемых) изобретателем, поэтому брошюра не претендует на систематическое изложение курса методики технического творчества. Однако большинство предлагаемых методов принадлежит к золотому фонду тактических средств изобретателя и может быть использовано при различных методологических подходах, стратегиях и программах действий. Целесообразность применения этих методов доказана изобретательской практикой, их эффективность проверена в процессе массового обучения изобретателей и рационализаторов в Латвийской ССР.

Книга вышла в 1972 году в издательстве "Лиесма" (Рига)


Оглавление

О развитии методики технического творчества