Изобретаем карандаш
Мастерская
творчества

 

Чтобы понять суть и смысл любого преобразования, улучшающего окружающий мир, достаточно ответить на три вопроса: кто преобразует, что преобразует, как преобразует? Правда, когда речь идет о нашей собственной задаче, то вопрос "кто", как правило, отпадает (мы исключаем тот нетипичный случай, когда одни достают каштаны, а другие - их кушают) и остаются два неизвестных: объект воздействия и способ воздействия,

И вот, перелопатив тысячи технических решений, советский ученый Р. П. Повилейко сумел представить все их необозримое количество (428 приемов воздействия на 129 показателей качества объекта) в виде очень компактной таблицы, которую он назвал десятичной матрицей поиска. Структура этой матрицы очень проста: по одной оси располагаются 10 основных показателей, характеризующих свойства изменяемого объекта, а по другой оси, - 10 типовых приемов воздействия, преобразования этих показателей. И в каждой клетке этой матрицы 10Х10 оказывается конкретный способ преобразования объекта, т. е. одно из возможных решений проблемы.

Итак, вот они, эти десять основных свойств.

A. Геометрические показатели (длина, ширина, высота, площадь, объем, форма).

Б. Физико-технические показатели (вес, материалоемкость, прочность, вязкость, прозрачность, и т.д.).

B. Энергетические показатели (вид энергии, мощность, кпд, вид движителя, и т. д.).

Г. Конструктивно - технологические показатели (технологичность, транспортабельность, жесткость конструкции и т. д.).

Д. Надежность и долговечность.

Е. Эксплуатационные качества (производительность, точность и качество выполнения функции, стабильность работы).

Ж. Экономические показатели (себестоимость, эксплуатационные расходы, коэффициент использования ресурсов и т. д.).

И. Степень стандартизации и унификации.

К. Удобство и. безопасность обслуживания (на всех этапах от изготовления объекта до его утилизации).

Л. Художественно - конструкторские показатели, (дизайн).

А теперь - десять групп типовых приемов технического творчества:

1. Неология (применение известных процессов, конструкций, форм, материалов в новой для них области).

2. Адаптация - приспособление известных решений для конкретных условий их использования.

3. Мультипликация - умножение, размножение однотипных функций или деталей.

4. Дифференциация - разделение функций или элементов системы с повышением степени их свободы, обособленности в пространстве и времени.

5. Интеграция - совмещение, объединение, сокращение и упрощение функций, процессов, форм.

6. Инверсия - обращение функций, форм, взаимного расположения элементов в пространстве и времени.

7. Импульсация - изменение прерывности процессов или конструкций.

8. Динамизация - изменение, оптимизация параметров системы применительно к каждому этапу процесса или пространственному отрезку.

9. Аналогия - отыскание и использование сходства, подобия принципиально различных систем (предметов или процессов).

10. Идеализация - представление идеального решения с целью максимально к нему приблизиться.

Сущность работы с десятичной матрицей поиска крайне проста: для избранного объекта в каждую клетку матрицы (а этих клеток - сто!) записывают возможные варианты реализации заданного изменения. И вас ждет целый фейерверк необычных решений.

Хотите попробовать? Давайте попытаемся изобрести - ну, скажем, пять-семь новых типов карандашей. Выберем для примера несколько случайных клеток матрицы: А7, Б2, В4, Г9, Д10, Е1 и "примерим" их к нашему исходному объекту.

А7 - прерывистый карандаш. Что это? Из кусочков? Разноцветный? А если грифель, действительно сделать из разноцветных секторов? Шестицветный карандаш с единственным грифелем (а не монстр с шестизарядным магазином грифелей).

Б2 - адаптация физико-технических показателей карандаша. Например, твердости. Обычный карандаш мокрую бумагу рвет. А мы сделаем грифель пористым, набухающим, чтобы он на мокрой бумаге размягчался.

В4 - дифференциация видов энергии. М-да, что бы это значило для карандаша?:. Мы ведь пишем за счет механической энергии, расходуемой на трение, отрыв частиц грифеля. А если отрывать эти частицы с помощью другой энергии? Электрической, например? Металлическая пластина, на ней - лист бумаги, над листом я вожу карандашом (не касаясь бумаги!), а за счет разности потенциалов между карандашом и пластиной с грифеля срываются красящие частицы и прилипают к бумаге. Этак ведь можно писать и на микронной бумаге, к которой обычным карандашом и прикоснуться боязно...

Г9 - аналогия в конструктивно - технологических показателях карандаша. Карандаш - это пишущий грифель в защитной оболочке. Где еще встречается активный стержень в защитном кожухе? Электрокамин? Градусник? Дверная задвижка? Комариный хоботок? Вот, кстати, необычный карандаш, если он будет оставлять след за счет всасывания материала, на котором пишет.

Д10 - идеализация надежности, долговечности. Тривиальное решение - нерасходуемый карандаш. А реально - расходуемое красящее вещество должно пополняться ниоткуда, из воздуха. Но ведь городской воздух содержит такой химический "букет", что изготовить из него краску, наверное, несложно. Простейший случай: основное загрязнение атмосферы - окислы серы, которые можно превратить в серную кислоту каталитически (грифель - катализатор), а серная кислота, оч-чень хорошо "пишет" почти на всем. Заодно и воздух чище.

Е1 - неология эксплуатационных качеств. Например, одноразовый карандаш. Или. (см. выше) - кислотный, травящий.

Не станем далее утомлять читателя бесчисленными карандашными находками (надеемся, что бизнесмены уже приметили, что из этого надо срочно ставить на производство) - тем более что гораздо интереснее эти новации порождать самому.

До сих пор в наших публикациях в качества заданий исходные объекты выбирались автором очередной статьи. На этот раз вам предлагается самостоятельно выбрать совершенствуемый объект, нарисовать на большом листе матрицу 10X10 (как для "морского боя"), разметить матрицу и в каждую клетку занести соответствующее техническое решение. В качестве объекта лучше всего выбрать тот, который вам больше всего портит кровь на работе или дома. Тогда полученные решения будут вами восприниматься совсем иначе. Желаем успеха!

 

ноябрь 1990



Один - тоже воин

Оглавление

Эффект двадцати шести