Один - тоже воин |
Мастерская творчества |
Давным-давно мы начали нашу рубрику рассказом о мозговом штурме - коллективном методе решения технических задач, когда идеи "перепрыгивают" от одного участника штурмовой группы к другому, покрывая широкое поле разнообразных решений. А нельзя ли в этом поле пофантазировать одному? Конечно, хорош мозговой штурм, но ведь не всегда соберешь команду генераторов идей. А проблемы жизнь ставит всегда.
Эта мысль в разное время и в разных странах нашла свое воплощение в так называемых списках контрольных вопросов или рекомендаций. Каждый такой вопрос заставляет взглянуть на проблему с новой стороны, т. е. как бы переводит решателя с одной позиции на другую, и так не один раз. Проще всего продемонстрировать это на конкретной задаче и конкретном списке. Итак, задача:
30% оконного стекла, производимого в стране, не доходит до потребителя и идет в бой. Это и бой при транспортировке, и обрезки. Как быть?
А теперь берем список Т. Эйлоарта и работаем с ним так: читаем задачу, вслед за ней - очередной пункт списка и - думаем. Даже в том случае, когда рекомендация на первый взгляд кажется бессмысленной для данной задачи. Начинаем?
1. Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их.
2. Сформулировать задачу ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные, аналогичные задачи и выделить главные.
3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения.
4. Набросать молекулярные, биологические, химические, экономические и другие аналогии, пусть даже фантастические.
5. Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели.
6. Попробовать различные виды материалов и энергии: газ, жидкость, твердое тело, гель, пена, паста и др.; тепло, свет, сила удара и т. д.; различные фазовые переходы и физические эффекты.
7. Установить варианты зависимости, возможные связи, логические совпадения.
8. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.
9. Устроить свободное групповое обсуждение, особенно во время непринужденной беседы.
10. Попробовать "национальные" решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т. п.
11. Не расставаться с проблемой во время сна, идя на работу, на прогулке, при купании, в поезде, при игре.
12. Стараться находиться в стимулирующей обстановке (технические музеи, магазины дешевых вещей, свалки лома).
13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т. д. для разных решений проблемы и ее частей.
14. Определив идеальное решение, разрабатывать возможные.
15. Видоизменять решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т. п.
16. В воображении "залезть" внутрь объекта.
17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают звено из цепи и таким образом создают совершенно иную ситуацию.
18. Уточнить, чья это проблема. Почему его?
19. Кто придумал это первым? Какова история вопроса? Какие ложные толкования проблемы имели место?
20. Кто еще решал эту проблему и чего добился?
21. Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.
Надеюсь, вы записывали все светлые идеи, которые появлялись при работе со списком? Ведь задача эта - РЕАЛЬНАЯ, и ее удачное решение позволит ликвидировать постыдную ситуацию, когда из каждых трех стекольных заводов один работает только для того, чтобы его продукция тут же, за воротами, расколачивалась вдребезги и шла на свалку.
Напомним еще раз, что вопросы надо не читать все подряд, а каждый "примерять" к задаче персонально и не торопясь. А в заключение - вторая конкурсная задача, не менее реальная: придумать для мальчиков 5-8 лет оригинальную недорогую игру, воспитывающую пацифизм.
октябрь 1990
Нельзя! А если хочется? |
Оглавление |
Изобретаем... карандаш |