Эффект "двадцати шести" |
Мастерская творчества |
Наша рубрика в "ЛЗ" открылась два с половиной года назад; первая публикация (всего их было 26), называлась "Для чего мы это затеяли?". Ну, а сейчас самая пора разобраться, зачем все-таки мы это затеяли и что это дало.
Замысел был благородный и... коварный. Типичному читателю, пребывающему в летаргическом состоянии лозунгово - исполнительского автоматизма, ненавязчиво предлагалось потренировать свои извилины в непривычном, несвойственном ему режиме творческого мышления.
Конечно, задачки мы давали почти исключительно технические, от политики и социальных проблем удаленные - можно сказать даже, несколько с шуточным акцентом. Но в глубине наших задумок были самые настоящие "подрывные" намерения. Ведь если человек начинает (хотя бы в шутку) задумываться над ситуацией, на которую он без напоминания сам никогда бы и внимания не обратил, то дальше... Дальше все может пойти самым неожиданным образом. Самостоятельное творческое решение даже пустяковой задачки, имеющей хоть малое отношение к жизненной и бытовой ситуации читателя, создает на короткое время такое же ощущение, какое получаешь, выскочив из затхлого, прокуренного подвала в майский девственный лес. И уже после двух-трех таких кратких эйфорических переживаний начинаешь искать их преднамеренно.
А ведь проблемные ситуации нас окружают везде, и только вбитая традиционной системой образования и воспитания слепота не позволяет их видеть. И если наши публикации и наши задачки хоть на время приоткрыли кому-то глаза, то прозревший уже не вернется в свою темную хату, которая с краю.
Опыт обучения в институтах технического творчества показал, что все методы, о которых было рассказано и о которых еще предстоит рассказать, одинаково действуют во всех без исключения сферах человеческой деятельности (и, как ни странно, в природе живой и даже неживой). Вообще, похоже, что такие две далекие дисциплины, как общая философия и методология творческой деятельности, - это всего лишь две стороны одной медали: законы развития систем и средства, способы реализации этих законов. Неважно, идет ли речь о техническом объекте, о социальной системе или о природном явлении - и законы, и средства их реализации везде родственны.
Вот в этом и заключалась крамола наших публикаций: овладев методами решения технических задач, человек не может не примерить их к задачам социальным, экономическим, политическим (которых у нас сейчас хоть отбавляй), к себе самому и своему окружению.
Удалось ли это? Если считать по письмам читателей (точнее, по их количеству), то скорее - нет. Если же считать по устным отзывам тех, которые читают "Л3", то вопрос спорный. Спорный потому, что отзывы давали уже активные участники сегодняшних процессов, люди ищущие и думающие. А вот что думает обо всем этом "молчаливое большинство", нам, увы, неизвестно.
Но капля камень точит, и мы надеемся, что конкурс решения наших задач найдет победителя и в нашем регионе (пока единственный читатель, заслуживший приз, проживает в Краснодарском крае).
За 2,5 года многое можно рассказать, и основные методы творческого решения задач в той или иной степени были затронуты. Но осталось еще не менее половины.
. Что же осталось? Полный перечень тем занял бы слишком много места (тем более что список постоянно растет). Назовем лишь ключевые: "Творчество в социальной и экономической сфере", "Средства психофизической активизации и развития творческого воображения", "Инструменты творчества (алгоритмы, методы, правила, приемы, операторы)", "Изобретательская химия (и геометрия)", "Что растет на дереве целей", "ЭВМ и творчество", "Экологические изобретения", "Искусство диалога в творческом коллективе", "Умственные разминки", "Виды памяти и виды логики в творческом процессе", "Немного о сверхразуме", "Всевидящее око (метод Мэтчетта)". И, разумеется, те темы, которые подскажете вы, дорогие читатели. Это очередное конкурсное задание. Второе задание - написать нам, какая из 26 публикаций "Мастерской творчества" вам больше всего запомнилась и чем.
январь 1991
Изобретаем карандаш |
Оглавление |
Неопубликованное |