КЛАССИФИКАЦИЯ
(системно-морфологический подход)

Приложение 1.
О принципах организации классификатора нормативных правовых актов

Первое, что следует сказать, - это то, что по правилам классификации любые конкретные классифицируемые объекты могут располагаться только в ячейках нижнего этажа классификатора, все промежуточные этажи (уровни) классификатора предназначены только для выполнения единственной и основной его функции - навигации. Но большинство нормативных правовых актов (НПА) регулирует не отдельные правоотношения, а целые группы их, а это значит, что такой НПА по смыслу охватывает целую ветвь классификации и вследствие этого должен быть размещен “у корня” этой ветви. Выйти из этого положения можно двояко: или отказаться от принципа классификации, названного выше, или сохранить “принцип нижнего этажа” и при каждом логическом делении предусмотреть ячейку “Не уточняется” или “Все варианты”
Второе - на каждом этапе создания классификатора обязательно формулируется основание логического деления. Не всегда это удается выполнить в удобопонятных любому пользователю терминах, но обязательное требование состоит в том, чтобы любой пользователь мог легко сделать на каждом этапе однозначный выбор при любом вопросе, приведшем его к работе с классификатором. Иначе говоря, все четыре правила логического деления должны выполняться абсолютно четко.

Ниже приводится ряд фрагментов классификатора НПА, при этом прослеживается структура верхних уровней и по одной из ветвей - цепочка уровней до самого низа (т.е. до конкретных документов). Там, где наименования рубрик совпадают с ОКОЗ, приводятся соответствующие цифровые коды ОКОЗ.

схема 1-1
Схема П1-1. 1-й и 2-й уровни классификатора НПА.

схема 1-2
Схема П1-2. Фрагмент 2-го и 3-го уровней классификатора НПА.


Схема П1-3. Фрагмент 2-го и 3-го уровней классификатора НПА.


Схема П1-4. Логическое деление блока 21 классификатора НПА.


Схема П1-5. Логическое деление рубрики 22.


Схема П1-6. Логическое деление рубрики 23.

Обратите внимание - на схемах появились ячейки типа “Прочие”, это на будущее, для тех видов членов деления, о которых нам пока ничего не известно. В принципе все ячейки “общего назначения”, о которых говорилось в начале этого раздела, можно обозначить на всех подобных схемах, но можно (пока их нечем заполнять) и оставить их “в уме”. Впрочем, в некоторых случаях желательно эти ячейки ввести сразу (например, когда уже есть единичные НПА, для которых неочевидно сродство к одной из альтернатив ряда).

На следующей схеме мы впервые сталкиваемся с фасетной структурой.

 
24. Стабильность (защита) государственной системы
350.000.000
Объект защиты
1. Территория и статус
2. Экономика (хозяйство)
3. Граждане
4. Иные объекты
Территория защиты
 
1. Внутри государства 2411. Внутренняя военная безопасность
370.080.000
2421. Внутренняя экономическая безопасность 2431. Защита правопорядка
370.000.000
2441.
2. На границе 2412. НПА об охране границы

2422. Таможенное законодательство
360.000.000
2432. Регламент поведения в приграничной зоне 2442.
3. Вне государства 2413. Внешняя военная безопасность
340.000.000
2423. НПА о хоз. деятельности вне территории государства 2433. Защита граждан за рубежом
440.045.000
2443.
Схема П1-7. Логическое деление раздела 24 классификатора НПА по двум основаниям деления.

На схеме П1-7 применены другие обозначения: крупным жирным шрифтом выделено делимое понятие, мелким жирным прямым шрифтом - два основания деления, жирным курсивом - альтернативные члены деления (по соответствующим основаниям). Надо сказать, что хотя в некоторых ячейках и проставлены девятизначные индексы ОКОЗ, но в большинстве случаев совпадение содержания ячеек лишь частичное, а формулировки иногда вовсе не идентичны.

Заметим еще, что на схеме П1-7 “без объявления” использован позиционный принцип кодирования фасетного участка (первой цифрой двузначного кода всегда идет кодовая цифра по основанию “объект защиты”, второй - “территория защиты”.

Для дальнейшего движения вниз по дереву классификатора выберем рубрику 224. Культурное развитие человека.

схема 1-7

Схема П1-8. Логическое деление раздела 224.

Если теперь выбрать для дальнейшего деления раздел 2241. Образование, то мы столкнемся с комбинативным (фасетным) участком классификатора при числе независимых оснований деления больше двух, а именно: 1) виды образования, 2) организационно-правовые формы образовательных учреждений, 3) атрибуты организации процесса обучения. Изобразить такую структуру на плоскости уже почти невозможно, а поскольку в будущем не исключена возможность, что число оснований деления будет больше трех, то следует выбрать способ кодирования, записи и распознавания кода для общего случая фасетной классификации. В свое время революцией в математике был переход от римской системы написания чисел к арабской, позиционной. Можно попробовать использовать этот принцип и здесь (как это сделано на схеме П1-7).

Пусть по каждому из оснований деления фасетного участка кодирование попрежнему ведется цифрами: для конкретных альтернатив - цифрами от 1 до 7, для ячейки “Прочие” используется 9, а для ячейки “не уточняется” (или “все возможные значения”) используем 8. Пусть также задан конкретный порядок расположения кодирующих цифр фасета, например, вначале идет код по параметру “виды образования”, за ним - код по параметру “организационно-правовые формы образовательных учреждений”, а за ним - код по параметру “атрибуты организации процесса обучения”. Если все эти коды - однозначные, то сказанного достаточно. Но в данном случае при делении по основанию “виды образования” одним этажом не обойтись, придется задействовать два знакоместа (две цифры).

Перечень альтернатив по каждому из оснований деления рубрики 2241 тогда будет выглядеть следующим образом:

2241
Виды образования.

1. Дошкольное образование. (190.030.000)
2. Общее образование (190.030.020)

21. Начальное общее образование.
22. Среднее общее образование.
23. Общее (и специальное) образование для детей с отклонениями развития. (190.030.030)
24. Общее образование для детей-сирот и лишенных попечения родителей. (190.030.040)
28. Не уточняется.
29. Иные варианты общего образования.
3. Профессиональное образование.
31. Начальное профессиональное образование. (190.030.050)
32. Среднее профессиональное образование. (190.030.055)
33. Высшее профессиональное образование. (190.030.060)
38. Не уточняется.
39. Иные варианты профессионального образования. (190.030.080?)
4. Послевузовское образование.
41. Вторая специальность. (190.030.080?)
42. Аспирантура, ординатура. (190.030.070)
48. Не уточняется.
49. Иные варианты послевузовского образования. (190.030.080?)
8. Не уточняется.
9. Прочие виды образования. (190.030.080?)

Организационно-правовые формы образовательных учреждений. (190.040.000)
1. Государственные образовательные учреждения. (190.040.010)
2. Муниципальные образовательные учреждения. (190.040.020)
3. Частные образовательные учреждения. (190.040.030?)
4. Образовательные учреждения общественных объединений или религиозных организаций. (190.040.030?)
5. Самообразование, экстернат, соискательство. (190.035.000)
9. Прочие формы образовательных учреждений. (190.030.080?)
8. Не уточняется.

Атрибуты организации процесса обучения.
1. Учебники и учебные пособия. (190.050.020)
2. Учебные программы, регламент аудиторных и домашних занятий.
3. Каникулы, летний отдых. (190.050.030)
4. Практика, стажировка. (190.050.040)
5. Стипендии, льготы. (190.050.010)
6. Права и социальная защита обучающихся. (190.050.000)
7. Особенности обучения иностранцев. Направление российских граждан на учебу за границу. (190.070.000)
8. Не уточняется.
9. Иные атрибуты учебного процесса.

Пользуясь этим списком обозначений кодов, можно закодировать любой конкретный нормативный документ, относящийся к образованию. Например:
- Код 22413834 соответствует нормативному документу, регламентирующему вопросы практики или стажировки в частных образовательных учреждениях всех видов.
- Код 22412883 соответствует документу, регламентирующему порядок каникулярного и летнего отдыха учащихся в общеобразовательных учебных заведениях всех уровней и организационно-правовых форм.

При данном способе кодирования фасетные участки в каждом конкретном месте классификатора снабжены заранее оговоренным порядком расположения фасетов. Если фасет представляет собой одно-двухуровневое дерево, то это не сильно удлиняет код, но если фасет разветвляется на 4-5 этажей и таких фасетов не два и не три, то код становится неоправданно длинным, причем в силу жесткости позиционирования фасетов - даже в тех случаях, когда какие-либо ветви фасетов не задействованы (ячейки “Не уточняется” в приведенном выше списке). Повидимому, более компактными коды могут стать при использовании нецифровых индикаторов фасета (аналогично общим и специальным определителям УДК). Например, если в разделе “Образование” ввести определитель вида образования “А”, определитель организационно-правовых форм “Б” и определитель атрибутов образовательного процесса “В”, то коды примеров, приведенных выше, запишутся как 2241Б3В4 и 2241В3. При этом ячейку “Не уточняется” можно из поискового запроса исключить (так как можно отсутствие обозначения фасета в запросе понимать именно в смысле “Все значения”). Какой из вариантов выбрать для классификатора НПА, пока не решено, но не вредно проанализировать список определителей УДК и по возможности его использовать в той или иной степени.

На этом примере видно, что нижние этажи корректного классификатора НПА включают практически все рубрики ОКОЗ, имеющие отношение к данному разделу, но кроме того, содержат и рубрики, отсутствующие в ОКОЗ, но явно необходимые по смыслу. Более того, некоторые из этих новых рубрик в настоящее время пусты, т.е вопрос требует правового регулирования, а его на сегодняшний день - нет! Иначе говоря, корректный классификатор может играть и не совсем обычную роль постановщика задачи для нормотворчества.


Заключение

Оглавление

Приложение 2