К барьеру!
Мастерская
творчества

 

Многим известна старая задача. Два туриста подошли к реке, через которую им надо было переправиться. На берегу они увидели рыбака, у которого была одноместная лодка. Он согласился дать лодку путникам при условии, что они ее поставят на старое место. Туристы переправились и выполнили условие рыбака, не используя никаких дополнительных средств. Как они это сделали?

Задача-очень простая - для тех, кто знает ответ. А вот если он неизвестен, то не всем удается ее решить, по крайней мере быстро. И виной всему - психологическая инерция. Почти каждый, решающий такую задачу, долго пытается найти выход из положения, когда оба туриста подошли к одному берегу. Это кажется естественно вытекающим из условия задачи. И никак не сообразит, что могли они подойти к противоположным берегам. А в этом весь секрет ситуации.

Так и при решении реальных задач мы часто находим одно решение и уже не в силах оторвать от него свой взор, попытаться найти второе, третье.

Предложите группе специалистов усовершенствовать хорошо известное им устройство, например сварочную горелку, над которой они работали много лет. Группа может с легкостью выдавать рекомендации по улучшению самолетов, пароходов, подводных лодок, но вряд ли сумеет модернизировать такую "знакомую мелочь". Все в ней кажется выверенным и оптимальным.

Значит, наличие определенного запаса знаний и опыта работы усиливает психологическую инерцию, вырабатывая у нас стереотипы мышления. И чтобы преодолеть такой барьер, необходимо научиться преодолевать привычный ход мыслей.

Можно ли это сделать? Пожалуй, да. Надо лишь привычное превратить в необычное, посмотреть на ситуацию с другой стороны, разбудить воображение и фантазию, вспомнить решения аналогичных задач в природе и технике. Именно на это и направлены приемы, применяемые во многих методах поиска новых технических решений (мозговом штурме, методе фокальных обьектов, синектике, и т. д.). Особенно много внимания преодолению психологических барьеров уделяется при проведении и организации мозгового штурма - результаты во многих случаях получаются неплохие.

Появилось и продолжает развиваться целое направление - развитие творческого воображения. Оно необходимо и школьнику, и студенту, и любому специалисту. Путем регулярных упражнений можно развить не только физическую силу, но и творческие способности, умение мыслить нестандартно, обходить возникающие препятствия. Поможет в этом и любимое многими чтение научно-фантастической литературы: такие рассказы и книги - целый кладезь необычных ситуаций и решений.

Чтобы бороться с препятствиями, встающими на пути нашего мышления, используются и трамплины - подсказки "посторонней информации" (как получилось когда-то у Архимеда, решившего задачу об объеме тела сложной формы, погрузившись в ванну), и "обходные маневры* - смена цели решения, переформулировка задачи таким образом, чтобы увидеть ее совсем с другой стороны. Иногда же причиной возникновения барьера является просто отсутствие, потребности в понимании задачи, поиске решения. В этом случае надо сменить задачу или - того, кто ее решает! И в заключение сегодняшнего г разговора о развитии творческого воображения и преодолении психологических барьеров рассмотрим несколько ситуаций.

Представьте, что на Земле воздух стал в темноте эагустевать. Он сопротивляется движению, затрудняет дыхание. Какие изменения произойдут в нашей жизни?

Представьте себя утюгом, шкафом, грузовиком... Что чувствуете, что вам хочется делать, что вам мешает?

Нарисуйте отверстие. Не стесняйтесь, нарисуйте на бумаге. Нарисовали? Так вот, если оно у вас изображено кругом, значит, барьер психологической инерции не преодолен. А если квадратом или треугольником, то в данном случае вас можно поздравить.

Не забывайте о психологических барьерах творчества, они подстерегают нас всюду...

 

август 1989



Все о холодильнике.

Оглавление

Хвала Архимеду!