Все о холодильнике
Мастерская
творчества

 

Десятилетия административно-командного управления всем и всеми отточили до уровня безусловного инстинкта умение реагировать на любое затруднение лозунгом-призывом, ничего не проясняющим и ни на чем не основанном. Лозунговый вирус управленцев заразил и производственников.

Последняя аналогичная ситуация относится к конверсии нашего военно-промышленного комплекса, когда атомщикам, например, велено вместо АЭС делать молочные сепараторы. Ужас и смятение, вызванные дилеммой между переквалификацией в дояры или подысканием нового места, до сих пор держат в состоянии прострации многие "ящики" и безымянные предприятия. Надо думать, им было бы значительно легче, если бы они хоть понаслышке знали об одном из самых простых и эффективных методов разрешения подобных ситуаций типа "пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что" - методе фокальных объектов. Рассмотрим его на простом примере, близком сердцу конверсируемого контингента.

Итак, Миноборонпром займется теперь производством холодильников, о которых он раньше знал только то, что лучше переплатить за импортный, чем... Однако чтобы не находиться вечно в рядах догоняющих, надо воспользоваться моментом (начинать-то с нуля!) и делать сразу такой товар, которого нет ни за "бугром", ни перед.

Дело за мелочью - определить, что за товар будет. Берем любую художественную книгу или журнал, открываем на любой странице и выбираем наугад 4-5 существительных. "Ход, коса, снег, кухня, беженец" ("Огонек", № 27, стр. 19). Это - первый шаг метода. Второй шаг - для каждого из этих существительных подбираем 4-5 определений, с которыми оно может употребляться.

ХОД - точный, черный, остроумный, выигрывающий, неудачный.

КОСА - русая, пустынная, звенящая, до пояса.

СНЕГ - свежий, пушистый, колючий, мокрый, непролазный.

КУХНЯ - просторная, теплая, светлая, с вкусным запахом, коммунальная.

БЕЖЕНЕЦ - жалкий, голодный, печальный, неухоженный, бездомный.

На третьем шаге к нашему объекту (холодильник), взяв его в фокус внимания (отсюда и название "метод фокальных объектов"), пристыковываем поочередно каждое из прилагаемых второго шага и пытаемся понять, что при этом получается. Итак:

ТОЧНЫЙ ХОЛОДИЛЬНИК - может быть, с точным заданием температуры? Или точно соответствующий по габаритам своему будущему месту?

ЧЕРНЫЙ ХОЛОДИЛЬНИК - а почему бы и нет? Белый снаружи - цвет больницы, энтузиазма не вызывающий. А внутри морозильника чем чернее, тем быстрее теплообмен, то есть охлаждение содержимого и оттайка.

ОСТРОУМНЫЙ ХОЛОДИЛЬНИК - например, со встроенным плейером, выдающим вам остроумное замечание, как только вы сунули в холодильник, например, горячую кастрюлю с супом.

ВЫИГРЫВАЮЩИЙ ХОЛОДИЛЬНИК - например, холодильник с выведением радиатора на улицу, чтобы за счет ее холода выиграть в энергопотреблении. Или - холодильник наоборот: обогреватель помещения за счет тепла улицы (при этом его энергетический кпд больше 100 процентов!).

НЕУДАЧНЫЙ ХОЛОДИЛЬНИК - пожалуй, не стоит такой делать, их и так хватает...

РУСЫЙ ХОЛОДИЛЬНИК - см. выше - "черный".

ПУСТЫННЫЙ ХОЛОДИЛЬНИК - для жарких стран, да и просто для летнего времени.

ЗВЕНЯЩИЙ ХОЛОДИЛЬНИК - например, со звонком, сигнализирующим, что пора его оттаивать.

ХОЛОДИЛЬНИК ДО ПОЯСА - это что? Стол-холодильник? Тумбочка-холодильник?

И так далее... Как видите, идеи принципиально нового холодильника или его отдельных узлов в этом списке рассыпаны довольно густо. А дальше уже просто - выбрать те из идей, которые привлекут максимальные симпатии покупателя.

Маленькое ноу-хау: в список прилагательных полезно включать поменьше откровенно негативных, они редко дают удачный результат (попробуйте, например, извлечь плодотворную идею для холодильника из комплекта "беженец").

В заключение - конкурсное задание: предложить свежую конкурентоспособную (на внутреннем рынке) идею цветочного горшка. Или сандалий. Или будильника.

 

июль 1989



Мини-трактор и ящик Пандоры.

Оглавление

К барьеру!