ВСЁ-ПО СИСТЕМЕ


1. "Представьте себе!.."

Мастерская
творчества

 

СИСТЕМНЫЙ анализ пришел в наш обиход из общественных наук и, как многое оттуда, стал в основном пустым звуком, словосплетением, демонстрирующим мнимую эрудицию функционера перед покорными слушателями. Надо сказать, что это здорово мешает тем, кто действительно хотел бы овладеть системным подходом, этим мощнейшим инструментом, позволяющим без труда ориентироваться в самых сложных ситуациях. Но попытаемся преодолеть отвращение к словесной шелухе и разобраться, что есть что.

Для начала - несколько определений.

Система - это упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных и образующих целостное единство. Радиоприемник - это система. А набор деталей для этого приемника, купленный в магазине "Пионер", - это еще не система.

Система характеризуется составом элементов, структурой и выполняет определенную функцию. Наиболее важным атрибутом системы является структура, она представляет "лицо", назначение системы. Из одних и тех же элементов можно составить разные структуры, разные системы, и детский конструктор - не единственный пример этого. Вспомните стихотворение С. Я. Маршака "Мельник, мальчик и осел", где названная троица на пути домой по-разному строила свою транспортную систему, но так и не смогла угодить обществу, о чем - последние две строки стихотворения:

"Фу ты! - кричит из окошек народ. -

Старый осел молодого везет!".

Среди многих функций системы можно выделить одну - Главную Полезную Функцию (ГПФ), в точности соответствующую цели создания системы. Ранец можно подложить на сиденье, ранцем можно стукнуть одноклассника по голове, но ГПФ ранца - все же хранение школьных принадлежностей, для этого его сделали и для этого купили.

Все системы, независимо от их природы (ранец, дружная компания, станок, социализм), обладают рядом общих свойств, важнейшие из которых - целостность и делимость.

Целостность системы означает, что ее свойства не сводимы к сумме свойств ее элементов. Радиоприемник (исправный) доставляет его владельцу информацию со всего света, но ни один из его элементов в отдельности (корпус, транзистор, любой конденсатор и т. д.) не способен эту функцию выполнить, цель достигается только системой в целом.

Делимость системы отражает простую истину: каждый объект можно представить состоящим из частей, элементов. Шкаф состоит из стенок, дверей, полок и т. п. Даже спичка, и та состоит из стержня и головки. Однако из этой простой истины следует краеугольное положение системного подхода: чтобы представить объект в виде системы, надо уметь видеть его сразу в трех ипостасях: как нечто целое (систему), как часть более общей системы (надсистемы) и как совокупность более мелких частей (элементов, подсистем). Например, самолет - это летательный аппарат (система), но это и составная часть (элемент) воздушного транспорта (кроме самолетов, туда входят и аэропорты, и ремонтные службы, и другое), и в то же время в самолете можно выделить подсистему двигателей, подсистему управления, подсистему жизнеобеспечения пассажиров, и т. д.

Системное представление - только первый шаг системного анализа, и по мере овладения методом он у вас будет делаться самопроизвольно, автоматически, не занимая сознания. Но вначале нужно следить за этим, чтобы не упустить важных свойств объекта, которые, возможно, проявляются только в надсистеме или, наоборот, в какой-либо из подсистем. Попробуйте представить в виде системы каждый из следующих объектов: карнавальная маска, садовый участок, получение кредита, микрокомпьютер, техника игры на гитаре. Проделав все это, вы сможете убедиться и во всеобщности системного подхода, и в том, что даже первый шаг - системное представление открывает в объекте новые (или хорошо забытые старые) его стороны.

Вслед за первым шагом системного подхода мы познакомимся и с другими, поговорим об общих законах строения и развития систем, но - уже в следующем выпуске.

 

декабрь 1989



По ступеням эскалатора

Оглавление

Изобретаем...чайник