ВСЁ-ПО СИСТЕМЕ


2. Изобретаем...чайник!

Мастерская
творчества

 

В прошлом выпуске КВАНТа мы говорили о системном представлении объекта как вступлении к симфонии системного анализа. В нашем трехмерном мире для этой симфонии есть наглядная модель - декартова система координат. Только здесь оси - не школьные X, У и Z, а совсем иное, это три направления системного анализа. Для каждого из направлений можно воспользоваться подсказками-вопросами: "Из каких элементов (подсистем) состоит объект (система)?" - для предметного анализа, "Как функционирует каждый элемент системы?" - для функционального анализа, и "Как возникла и развивалась система?" - для исторического анализа.

Однако пора вспомнить одно из основных достоинств системного подхода - способность видеть объект одновременно и как нечто целое (систему), и как совокупность элементов (подсистем), и как часть более крупной системы (надсистемы). А наши вопросы-подсказки пока касаются только "нижнего" этажа анализа, анализа на уровне подсистем. Но декартова картинка и здесь не подводит: ведь каждую ось можно вести от нуля в обе стороны. А на противоположных полуосях нас ждут еще три наводящих вопроса: "Из каких элементов состоит надсистема, в которую входит наш объект, и с чем он в этой надсистеме связан?", "Как функционирует наш объект в этой надсистеме?" и самый главный вопрос: "В каком направлении будет развиваться, совершенствоваться наш объект?". Почему самый главный? Да потому, что, узнав ответ на него, вы получаете возможность сделать изобретение в нужном направлении, и это изобретение тут же найдет спрос, так как общество его ждет.

Как известно, буриданов осел погиб от голода, так и не решив, с какого из двух мешков овса начать пиршество. А с какой из 6 полуосей начать системный анализ конкретного объекта? Помня о печальной судьбе животного, не искушайте судьбу и начинайте с той полуоси, о которой у вас больше всего сведений. Все равно рано или поздно, не раз обойдя все полуоси, пополняя запас знаний обо всех тонкостях объекта, вы выйдете в конце концов и на ответ на главный вопрос - что будет?

Вся эта суховатая словесная эквилибристика загорается живыми огнями после первой же попытки примерить ее к конкретному объекту. Не хотите ли сделать два-три ценных изобретения, усовершенствовав, например, чайник? Или автобус? Или циркуль? Прокачайте названные объекты по этим вопросам и проследите, что получится, какие мысли и идеи вас посетят.

Китам системного подхода долго не давала покоя одна особая система - система законов строения и развития систем. Открывались все новые и новые законы (и "подзаконные акты"), но когда число их превысило число клеток в таблице Менделеева, стало ясно, что так дело не пойдет. И с помощью нескольких резких движений (умственных, конечно) были сформулированы 4 основных закона строения и 5 законов развития систем. Вот как звучат законы строения систем:

1. СИСТЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНО ПОЛНОЙ, т. е. содержать все необходимое и достаточное для выполнения ее ГПФ (главной полезной функции). Вопрос: что должен содержать чайник, чтобы выполнять свою ГПФ?

2. СИСТЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОВОДИМОЙ ПО ВСЕМ ИМЕЮЩИМСЯ В НЕЙ ПОТОКАМ: вещественным, энергетическим и информационным. Полная цепь, по которой идет поток в системе, имеет 5 разнофункциональных элементов: источник, преобразователь, проводник (передающий элемент), потребитель (продуцент) и утилизатор (остатка или отходов). Вопрос: какие потоки есть в системах под названием "стул", "ГЭС", "справочник химика"? 3.

СИСТЕМА ДОЛЖНА ОБЛАДАТЬ ХОТЯ БЫ МИНИМАЛЬНОЙ УПРАВЛЯЕМОСТЬЮ И АДАПТИРУЕМОСТЬЮ. Вопрос: почему вначале взорвали атомную бомбу, а уже потом запустили атомный реактор (а потом случился Чернобыль)? 4.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТОСПОСОБНОЙ СИСТЕМЫ ДОЛЖНЫ ПРЕВОСХОДИТЬ ХАРАКТЕРНЫЙ ДЛЯ ДАННОЙ СИСТЕМЫ ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ ПОРОГ. Например, пока подъемная сила крыльев не превысит вес самолета, этот самолет - не самолет, а... что? И еще вопрос: сколько песчинок уже можно назвать кучей?

Эти четыре закона являются хорошим подспорьем при проведении предметного и функционального анализа систем, так что если вы решили попробовать свои силы на названных выше задачах, не пренебрегайте законами (впрочем, пренебрегать законами вообще не рекомендуется). Однако для ответа на основной вопрос - о том, что будет завтра - нужно знать и законы развития систем. Но о них в следующий раз.

 

январь 1990



Представьте себе

Оглавление

Канистры, оркестры, пиастры