2. От бизнес-проекта к техническим задачам
В любом случае возникновения той или иной проблемы бизнеса Вы по сути озабочены получением прибыли от этого бизнеса. При этом иногда в явном виде конкретизируется, за счет чего хотелось бы добиться желаемого (это либо уменьшение себестоимости производства, либо совершенствование технологии или производимого продукта, либо выход на новые рынки, либо что-нибудь еще). Но вне зависимости от того, что называется целью проекта, реальная цель заключается в увеличении прибыли. И это выявляется в той части Технического задания (если таковое уже имеется в наличии), где обозначаются конкретные численные характеристики требуемого состояния дел (например, снизить энергопотребление производства на 35%, или увеличить производительность технологии в 3 раза, или уменьшить себестоимость производства на 40%, или довести себестоимость производства продукта до 150 $/кг, и т.п.)
Поэтому первая задача Вас как потенциального решателя этой задачи - это выяснить, какой из путей достижения истинной цели (увеличение прибыли) в данной ситуации наиболее эффективен. А эти пути могут быть очень разнообразны. Например, можно:
- увеличить производительность существующей технологии (по возможности ничего в ней не меняя, что обычно относится к решениям на уровне "высшего пилотажа");
- усовершенствовать производимый продукт, сделав его более привлекательным для покупателя;
- изменить технологию производства (хотя чем менее значительны такие изменения, тем лучше), удешевив производство;
- предложить производить на существующем оборудовании новый продукт, которого еще нет на рынке, но покупатель его ждет - не дождется;
- предложить новый рынок для выпускаемого продукта (возможно, незначительно измененного), и т.д.
Многое зависит от того, какова Ваша стратегия в бизнесе, желаете ли Вы быть лидером, первопроходцем, не боящимся рисковать, вступая на новое поле деятельности (т.е. с новым продуктом, или новой технологией, или новым потребителем), или Вы ближе к нише, занимаемой "крепкими хозяйственниками", ориентированными на модификацию производства или продукта с минимальными изменениями (а значит, и с минимальными рисками). Но в любом случае следует попробовать поискать варианты решения по каждому из перечисленных выше направлений (исключив, конечно, те из направлений, которые Вам заранее представляются категорически неприемлемыми).
А для этого ту бизнес-проблему, с которой Вы начинаете работать, следует препарировать и уяснить себе и Ваше место на рынке со своим товаром, и возможные направления изменения ситуации в желательном для Вас направлении.
Наиболее эффективным способом реализации этого действа является количественное сравнение Вашей технологии и/или продукта с конкурентными. В мировой практике такое сравнение получило название benchmark analysis или benchmarking. Такое сравнение наглядно демонстрирует несколько направлений, в которых следует искать решение, т.е. перейти к формулированию не коммерческих, а технических задач.
А в технической задаче в явном виде названа та техническая система, которую предлагается модернизировать. И для начала ее придется проанализировать, т.е. перейти к схеме аналитического этапа нашей работы.