20. Построение и анализ причинно-следственных цепочек
Инструкция к исполнению
Для каждого из недостатков системы построить причинно-следственную цепочку следующим образом.
Любой недостаток системы связан с каким-либо нежелательным эффектом (НЭ), т.е. недостатком или неправильным действием ее элемента (или пары взаимодействующих элементов).
В свою очередь, этот НЭ имеет причиной другой, более глубокий недостаток (или недостатки), и эта причинно-следственная цепочка НЭ может оказаться довольно длинной и разветвленной.
Причинно-следственные цепочки позволяют выйти на первопричину исходного недостатка, которая может в действительности лежать совсем не там, где представлялось сначала.
Как и в случае формулировки недостатков системы, здесь также желательно соблюдать некоторые несложные правила формулировки. Но сначала следует обратить внимание на то, что причины недостатков делятся на две группы:
В первом случае цепочка НЭ близка к своему завершению, т.к. на следующем этапе можно уже выйти на конкретное физическое свойство элемента системы (например, малую теплопроводность) или на конкретную количественную характеристику физического процесса (например, "медленно нагревается"), что уже на следующем этапе опять сведется к физическому свойству конкретного элемента.
Во втором случае НЭ связан с двумя объектами, поэтому на следующем этапе построения цепочки она разветвляется и нужно просмотреть варианты ликвидации данного НЭ силами каждого из участников процесса взаимодействия.
Цепочки НЭ строятся для каждого недостатка индивидуально. Последующий обзор полученных цепочек нацелен на выявление двух типов ситуаций:
Для разветвленных цепочек каждое ветвление следует проанализировать и пометить, какому из логических операторов соответствует ветвление: оператору "И" (когда родительский недостаток устраняется только при устранении ОБЕИХ дочерних причин, т.е. ветвей) или оператору "ИЛИ" (когда для устранения недостатка достаточно устранение любой ОДНОЙ из причин, т.е. ветвей).
Иногда ветвление (особенно на конечном участке физических свойств элементов) декларирует не две, а большее количество причин родительского НЭ. Но и в этом случае также нужно определить вид управляющего логического оператора.
Пример построения цепочек НЭ показан здесь.
Возврат к схеме аналитического этапа
Переход к схеме синтетического этапа