51. Метод фокальных объектов (МФО)

      Метод отрицания и конструирования (МОК) дает возможность "поиграть" свойствами объекта, присущими ему изначально, причем предоставляет самому решателю инициативу замены отринутого свойства и наделения объекта новым свойством. Метод фокальных объектов (МФО) похож и непохож на МОК. Рассмотрим алгоритм "классического" МФО. Он также состоит из трех шагов:
      1. Выбирают 3-5 произвольных объектов (той же грамматической формы, что и объект, подлежащий изменению).
      2. Для каждого из выбранных объектов составляют перечень его свойств. Выписывают все эти свойства (уже без самих объектов) в отдельный список.
      3. "Совмещают" каждое из свойств (из списка) с нашим объектом и пытаются понять, что за чудо при этом получается и как это чудо могло бы выглядеть.
      Таким образом, сходство этих методов очевидно: и там, и там объект искусственно наделяется неким свойством, обычно ему не присущим. Различие в том, что в МОК объект сначала принудительно "теряет" одно из своих свойств, а что ему потом дадут взамен, предоставляется решить нам, а в МФО объекту сначала "навязывают" постороннее свойство, а что из имеющихся свойств отпадет (и отпадет ли вообще), определится только потом, после конструирования.
      Первые два этапа МФО можно несколько видоизменить, усилив объективность выбора свойств для списка, а именно:
      1а. Выбрать в произвольном художественном произведении на произвольной странице произвольную фразу длиной в 15-20 значащих слов (без учета предлогов, местоимений, союзов и т.п.).
      2а. Выписать из этой фразы все слова и словосочетания, которые можно было бы использовать грамматически осмысленно в сочетании с нашим объектом.
      3а. Этот этап остается таким же, как и в классическом варианте.
      Продемонстрируем коротенький пример решения задач методом МФО.
      Пример 1. Нужно предложить новый вариант статуи (мэрия решила украсить московский диснейленд оригинальными статуями; неужели мы опять уступим Зурабу Церетели?).
      Выбираем навскидку произвольные объекты: кактус, книга, бифштекс.
      Составляем табличку:
Кактус Колючий, зеленый, теплолюбивый, пустынный, редко цветущий, сочный
Книга Умная, карманная, учебная, в обложке, затрепанная
Бифштекс С кровью, мясной, с гарниром, пережаренный, порционный

      Примеряем все, что в правом столбце, к объекту "статуя" и думаем, что бы это могло значить.
Колючая статуя Чтобы птицы не садились на голову?
Зеленая статуя Каждую статую окрасить своим цветом?
Теплолюбивая статуя С подогревом изнутри? А может, в шубе?
Пустынная статуя Одна на пустой площади?
Редко цветущая статуя Фотохромная краска? Импульсная подсветка?
Сочная статуя Статуя - автомат торговли фруктами или соками?
Умная статуя Статуя - электронное справочное бюро?
Карманная статуя Статуя, а рядом продают ее мини-копии?
Учебная статуя Статуя - анатомический атлас (или комплекс таких статуй)?
Статуя в обложке Статуя под колпаком? Под зонтиком? Статуя - матрешка?
Затрепанная статуя Статуя с отделяемыми частичками (на сувениры)?
Статуя с кровью Дотронься - брызнет?
Мясная статуя С запахом шашлыка (при отсутствии оного поблизости)?
Статуя с гарниром В органичном сочетании с деревом? С лужайкой? Со скамьей?
Пережаренная статуя Черная как смоль? Обожженное дерево?
Порционная статуя То она есть, то ее нет? Статуя - фоторобот?

      Судите сами, есть ли в правом столбце идеи, способные выиграть тендер на оборудование диснейленда (или хотя бы парка в спальном районе).
      По сути своей метод фокальных объектов относится к интуитивным методам поиска нестандартных решений, т.к. здесь "принудительно" только ставится задача сконструировать непривычное решение, а уж как это решение будет найдено и реализовано, зависит от решателя, его способностей и фантазии, метод для этого подсказки не дает (так же, как и метод отрицания и конструирования). Однако даже только это "насильственное" снятие психологического барьера оказывается очень мощным фактором, стимулирующим творческую активность. Особенно там, где необычные решения являются единственным (или наиболее важным) фактором успеха (реклама, услуги, кризис, и т.д.).
 
Возврат к схеме аналитического этапа  Возврат к схеме синтетического этапа