53. Метод контрольных вопросов
Для узкой области деятельности можно составить список возможных направлений поиска с помощью наводящих вопросов, составленных в терминах этой самой области. Такие списки составлялись, и неоднократно. Поскольку впервые систематически задумались об управлении творческой деятельностью именно в техническом творчестве, изобретательстве, то наиболее известны именно специализированные списки контрольных вопросов для этой области.
Список контрольных вопросов и рекомендаций по Эйлоарту :
Список Эйлоарта интересен тем, что в нем рекомендации и вопросы выстроены не в случайном порядке, т.е. это уже некое подобие методики последовательной проработки проблемы с разных сторон.
Список составлялся для решения проблем технического характера, хотя по мере возможности автор старался уйти от специфически технической лексики. Поэтому список Эйлоарта вполне можно рекомендовать и для решения бизнес-проблем любого рода (кадры, финансы, стратегия, биржа, и т.д.).
Совершенно иначе выглядит список советов и вопросов венгерского математика Д.Пойа :
1. Понимание задачи. Нужно ясно понять постановку задачи. Что неизвестно, что дано, в чем состоит условие, возможно ли его удовлетворить? Достаточно ли это условие для определения неизвестного? Не чрезмерно ли оно, не противоречиво ли? Сделайте чертеж, введите подходящие обозначения, разделите условие на участки и постарайтесь описать их.
2. Составление плана решения. Нужно найти связь между данными и неизвестными. Если не удастся сразу обнаружить эту связь, то, возможно, будет полезно рассмотреть вспомогательные задачи. В конечном счете необходимо прийти к плану решения.
Не встречалась ли раньше эта задача, хотя бы в несколько иной форме? Известна ли какая-нибудь родственная задача? Не знаете ли теоремы, которая могла бы оказаться полезной? Рассмотрите неизвестное и постарайтесь вспомнить знакомую задачу с тем же или подобным неизвестным. Если есть задача, родственная данной и уже решенная, нельзя ли ею воспользоваться, применить ее результаты? Имеет ли смысл ввести какой-нибудь вспомогательный элемент, чтобы стало возможным воспользоваться прежней задачей? Нельзя ли ее иначе сформулировать?
Вернитесь к определениям. Если не удастся решить данную задачу, попытайтесь сначала решить сходную. Можно ли придумать более доступную сходную задачу, более общую, более частную или же аналогичную задачу? Постарайтесь решить часть задачи. Сохраните только часть условия, отбросив остальное. Насколько определенным окажется тогда неизвестное, как оно может меняться? Нельзя ли извлечь что-либо полезное из данных или придумать другие данные, из которых можно было бы определить неизвестное? Нельзя ли изменить неизвестное или данные, или, если необходимо, и то, и другое так, чтобы новое неизвестное и новые данные оказались ближе друг к другу? Все ли данные и все ли условия использованы? Приняты ли во внимание все существенные понятия, содержащиеся в задаче?
3. Осуществление плана. Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг. Ясно ли, что предпринятый шаг - правильный? Сумеете ли доказать, что он правилен?
4. Взгляд назад. Нельзя ли проверить результат и ход решения?
Очевидно, что этот список составлялся для математика или для ученого другой специальности, озабоченного поиском решения научной проблемы или объяснения какого-либо явления или эксперимента. Однако попробуйте применить его для решения, например, проблемы оптимального использования некоего недостроя, по случаю приобретенного у обанкротившегося строителя. Вы с удивлением обнаружите, что этот список "сгенерирует" длинный перечень того, что нужно уточнить, куда нужно заглянуть, с кем нужно пообщаться, какие документы нужно достать, какой из прецедентов изучить, и т.д.
Множество вариантов списков контрольных вопросов составлялось на разных предприятиях под конкретные типы создаваемых объектов. И в качестве упражнения попробуйте составить для Вашего конкретного проекта аналогичный список, который и станет рабочим инструментом.
Возврат к схеме аналитического этапа
Возврат к схеме синтетического этапа