6. Исходная информация о системе

      Инструкция к исполнению.

  1. Проведите глобальный поиск любой информации о Вашей проблеме. Источники информации - от элементарных учебников до сети Интернет.
  2. В ходе работы придется взаимодействовать не с одной, а с несколькими системами. Поэтому объектами Вашего поиска должны быть следующие системы:
    • Товар или объект, производимый Вашим предприятием,
    • Технология производства этого товара,
    • Технология (уникальная) Вашего предприятия, не используемая для производства данного товара,
    • Весь производственный комплекс Вашего предприятия (или часть этого комплекса),
    • Рыночная ниша, в которой Вы работаете,
    • Организационная структура Вашего предприятия.
  3. Рассортируйте найденную информацию по объектам, чтобы было легче в ней ориентироваться.
Все, что Вы "накопаете" на этом начальном этапе, станет основой для детального системного анализа, для глубокого познания Вашей системы.
      Естественно, первая из систем - это целевой объект, обозначенный в цели проекта, в самом начале Технического Задания. Чаще всего этот объект относится к классу предметных технических систем. Причем почти всегда целевой объект сцеплен с технологией его производства (хотя в ТЗ это может в явном виде и отсутствовать). Поэтому зачастую приходится заниматься и предметной системой (например, товаром, который Вас беспокоит), состоящей из предметных объектов (стационарных физических тел и/или полей, информационных объектов и/или массивов), и операционной системой (технологией), состоящей из операций, действий, функций (реальных или потенциальных).
      Полезно рассмотреть оба варианта системы, поскольку они являются взаимно дополняющими, т.е. некоторые свойства целевого объекта проявляются особенно рельефно в предметном представлении, другие свойства - в операционном. По роду работы достаточно просто можно определить, какое из представлений даст наибольшую ясность и информационную насыщенность при анализе проблемы; тогда оставшееся представление будет играть роль дополнительного, привлекаемого по мере надобности.
      К этой системе примыкает система более высокого уровня - надсистема, в которой наш целевой объект выполняет свою основную функцию. Эту надсистему обычно рассматривают только в той части, которая непосредственно связана с нашей системой. И тоже в двух аспектах, предметном и операционном.
      Следующая (не менее важная) система - это сам исполнитель (т.е Вы конкретно) и его окружение (надсистема). Эта система (относящаяся к системам социального типа) сильно влияет на целевую функцию задачи и может существенно скорректировать относительную роль критериев, по которым будет оцениваться результат. Поэтому, хотя здесь и не ставится цель преобразовать эту систему (впрочем, а почему бы и нет, коли Вы сами - хозяин этой системы), но учитывать ее функционирование, ее связи и отношение к нашей основной системе обязательно надо, иначе есть риск получить прекрасное техническое решение, которое будет отвергнуто социальной системой. (см. пример начальной части инновационно-технологического проекта RFID).
      Наиболее заметным влияние надсистемы является в выборе критериев оценки и количественных параметров ценности, эффективности инновационных решений, полученных в ходе решения задачи.

 
Возврат к схеме аналитического этапа  Переход к схеме синтетического этапа