60. Функционально-стоимостный анализ

       Нормально функционирующая промышленность нуждается в очень разнообразных ресурсах, многие из которых (например, полезные ископаемые или уникальные растительные продукты) приходится приобретать в других странах. В годы Второй мировой войны промышленность воюющих государств оказалась отрезанной от очень многих ресурсов, иногда жизненно важных с точки зрения производства военной техники (к примеру, молибденовая руда - для производства танковой брони). Это побудило творческую мысль искать замену дефицитному ресурсу в собственном окружении и в конечном счете породило совершенно особый способ анализа структуры и сущности компонентов и функций технических систем.
      Особенность этого метода проясняется уже из заголовка этого раздела. Анализ проводится путем скрупулезного сравнения значимости детали или функции и затрат на ее изготовление или реализацию. И та, и другая величина оцениваются сначала в произвольных единицах. Но поскольку и ту, и другую величину можно перевести в проценты (если за 100% принять сумму всех значимостей и всех затрат, соответственно), то можно легко перейти к выяснению качества или эффективности каждого из сравниваемых объектов (деталей или функций), просто поделив коэффициент значимости на коэффициент затрат.
      Рассмотрим простой пример. Настольная лампа, изображенная на рисунке, основной своей функцией (ГПФ) имеет освещение рабочей зоны на письменном столе. Перечислим основные конструктивные элементы лампы: лампочка, абажур, патрон, электрический провод, кнопочный выключатель, стойка, основание, вилка (провод и вилка на рисунке не показаны). А теперь посмотрим, какую функцию выполняет каждый из этих элементов, как она соотносится с ГПФ и какую часть стоимости от всей лампы составляет.
Элемент Функция Значимость, % Стоимость, % Эффективность
1 Лампочка Дает свет (ГПФ) 50 7 7
2 Абажур Локализует световой поток 10 20 0,5
3 Патрон Фиксирует лампочку 7 12 0,6
4 Провод Подводит энергию 5 3 1,7
5 Выключатель Управляет процессом 3 4 0,75
6 Стойка Держит абажур с лампой 10 15 0,67
7 Основание Держит стойку 10 35 0,28
8 Вилка Соединяет с источником энергии 5 4 1,25

      В таблице показаны все названные величины. Конечно, можно оспорить некоторые из оценок значимости (они достаточно субъективны), но качественно картина совершенно однозначна: большую часть продажной цены мы платим за совершенно малозначимые части настольной лампы.
      Последний столбец таблицы дает достаточно явную информацию о том, на что нужно направить творческую мысль, чтобы привести к разумной величине соотношение "цена/качество" не только для системы в целом, но и для всех ее элементов. Разумеется, нет нужды ухудшать это соотношение (например, для лампочки в нашем примере), но насчет улучшения для наиболее дорогостоящих элементов конструкции нужно подумать.
      Один из вариантов таких раздумий был реализован итальянскими дизайнерами. Вся настольная лампа состоит из изогнутой собственно люминесцентной трубки, заканчивающейся компактным шариком, из которого выходит электрический шнур с проходным выключателем и вилкой. Абажуром служит металлизированная поверхность лампы, основанием (и стойкой) - часть собственно лампы. Таким образом, в этой лампе всего пять конструктивных элементов: лампа, шарик (пусковое устройство), электрический шнур, выключатель и вилка. Исчезли три самых дорогостоящих (и малополезных) элемента, функции которых взяла на себя лампа - элемент, выполняющий ГПФ.
      Метод ФСА был впервые предложен в 40-е годы ХХ века практически одновременно Ю.М. Соболевым и Р. Майлзом . Применение метода на оборонных предприятиях союзников позволило не только найти достойную замену дефицитным материалам, но и значительно улучшить тактико-технические характеристики вооружений.
      Однако ФСА довольно быстро проник и в другие области, хорошо показав себя и в машиностроении , и в управлении . Сам принцип сопоставления затрат и полезности - настолько общий, что и в сиюминутных задачах менеджера часто может оказаться лакмусовой бумажкой, позволяющей отбросить дорогостоящие решения еще до начала их реализации. С другой стороны, это наиболее простой путь выявления тех мест, где напрашивается первоочередное усовершенствование, т.е. выявления задач для творческого решения.
 
Возврат к схеме аналитического этапа  Возврат к схеме синтетического этапа