67. Многопараметрическая оценка и ранжирование решений
Инструкция к исполнению.
- В таблицах многопараметрического сравнения решений заполнить числовыми значениями столбец весовых коэффициентов значимости (или принять те значения, что подставлены "по умолчанию")
- Достроить к таблицам справа N столбцов оценки (здесь N - число сравниваемых решений). В головные ячейки этих столбцов занести наименования решений.
- Для каждого из решений по каждому из частных параметров определить численную оценку по пятибалльной (-2 - +2) шкале (в соответствии с рекомендациями соответствия, приведенными в таблице).
- Вычислить четыре частных потенциала для каждого решения.
- Подставить полученные значения частных потенциалов в пятую (итоговую) таблицу и подсчитать итоговый балл для каждого из решений.
- Сформировать ранжированный перечень решений в соответствии с результатами многопараметрического их сравнения.
Ранее мы уже имели дело с ранжированием, т.е. экспертной оценкой и упорядочением списка задач. Однако, задача и решение - это очень разные вещи, поэтому и матрица ранжирования решений совершенно иная. Здесь на первый план выходят свойства решений, значимые в самых разных экономических аспектах.
Достаточно удобна и универсальна приведенная ниже последовательность оценки и ранжирования решений. Вначале решение оценивается по каждой из четырех укрупненных ценностей. При этом в равной степени учитываются и продукт, и его технология.
А. Рыночный потенциал продукта |
Наименование параметра |
Оценка (подсказка) |
Коэффициент значимости |
Оценка |
+2 |
+1 |
0 |
-1 |
-2 |
А1. Размер рынка |
Продукт обладает необъятным рынком |
Объем рынка достаточно велик |
Объем рынка приемлем на грани допустимого |
Объем рынка меньше допустимого |
Потенциальный рынок продукта слишком мал |
1 |
|
А2. Динамика рынка |
Рыночный сектор быстро растет |
Рыночный сектор растет медленно, но постоянно |
Рыночный сектор стабилен, колебания объема малы |
Рыночный сектор медленно сужается |
Рыночный сектор сужается с ускорением |
1 |
|
А3. Доступность рынка |
Выход продукта на рынок сравнительно легок, конкурентов нет |
Для выхода на рынок требуются заметные усилия, но конкуренты слабы |
Конкуренция умеренна, мощных и агрессивных конкурентов нет |
Существует заметное противодействие продукту, активная конкуренция |
Мощный барьер доступа на рынок, лидеры - мощные компании с большими ресурсами |
0,8 |
|
А4. Уровень прибыльности |
Коэффициент прибыльности в данном секторе рынка высок |
Умеренный коэффициент прибыльности в данном секторе |
Коэффициент прибыльности едва оправдывает затраты |
Жесткая ценовая конкуренция ограничивает возможную прибыль |
Прибыльность близка к нулю или даже отрицательна |
0,82 |
|
Рыночный потенциал продукта |
|
Б. Качество продукта |
Наименование параметра |
Оценка (подсказка) |
Коэффициент значимости |
Оценка |
+2 |
+1 |
0 |
-1 |
-2 |
Б1. Степень уникальности |
Продукт не имеет аналогов на рынке |
|
Продукт похож на известный, но обладает добавочными качествами |
|
Продукт на рынке хорошо известен |
0,86 |
|
Б2. Степень улучшения функции |
Продукт выполняет свою функцию значительно лучше аналогов |
Продукт выполняет свою функцию заметно лучше аналогов |
Продукт выполняет свою функцию на том же уровне, что и аналоги |
Продукт выполняет свою функцию несколько хуже аналогов |
Продукт выполняет свою функцию заметно хуже аналогов |
0,85 |
|
Б3. Степень удешевления функции |
Цена продукта выгодно отличается от конкурентной |
Цена продукта несколько ниже, чем у конкурентов |
Ценовые преимущества отсутствуют |
Цена продукта несколько выше, чем у конкурентов |
Продукт заметно дороже конкурентных |
1 |
|
Б4. Экологические качества |
Продукт предполагает заметное улучшение экологических условий |
Продукт несколько улучшает экологические условия |
Продукт не влияет на экологическую ситуацию |
Имеет место заметное ухудшение экологии, связанное с продуктом |
Ухудшение экологии, связанное с продуктом, потребует специальных мер |
0,64 |
|
Потенциал качества продукта |
|
В. Осуществимость технологии |
Наименование параметра |
Оценка (подсказка) |
Коэффициент значимости |
Оценка |
+2 |
+1 |
0 |
-1 |
-2 |
В1. Достоверность концепции |
Концепция продукта отработана и проверена на практике |
Концепция продукта подтверждена расчетами |
Концепция продукта подтверждена словесными экспертными заключениями |
Концепция подтверждена общими соображениями и сравнениями |
Продукт основан на концепции, нуждающейся в проверке |
1 |
|
В2. Новизна концепции |
Новая область применения известного процесса или продукта |
Концепция улучшенного качества известного продукта |
Концепция нового качества известного продукта |
Концепция нового продукта или технологического процесса |
Концепция принципиально нового продукта и технологического процесса для этого продукта |
0,67 |
|
В3. Технологическая готовность |
Продукт можно производить с помощью существующей технологии |
Продукт требует незначительной модификации существующей технологии |
Продукт требует значительной модификации существующей технологии |
Технология связана с иными процессами, привносимыми из других областей |
Технология связана с иными процессами, находящимися в стадии разработки |
0,8 |
|
В4. Регламентные ограничения |
Никаких дополнительных разрешений на серийный выпуск продукта не требуется |
Для реализации масштабного производства нужно уведомление регулирующих органов |
Для реализации масштабного производства нужно разрешение 1-2 регулирующих органов |
Для реализации масштабного производства нужно разрешение множества регулирующих органов |
Для внедрения технологии требуется разработка новых регламентных документов |
0,63 |
|
Потенциал осуществимости технологии |
|
Г. Ресурсообеспеченность технологии |
Наименование параметра |
Оценка (подсказка) |
Коэффициент значимости |
Оценка |
+2 |
+1 |
0 |
-1 |
-2 |
Г1. Материальная обеспеченность разработки |
Никаких дополнительных материалов и комплектующих не требуется |
Для реализации технологии нужны легкодоступные материалы |
Для реализации технологии нужны труднодоступные или дорогостоящие материалы |
Для реализации технологии требуются дефицитные или стратегические материалы |
Для реализации технологии требуются новые или разрабатываемые материалы |
0,99 |
|
Г2. Длительность полного цикла разработки |
Технология полностью готова для производства |
Можно начать производство, попутно дорабатывая технологию |
Технологию можно быстро доработать и пустить в производство |
Для доработки технологии требуется значительное время |
Период разработки технологии и окупаемости средств недопустимо велик |
1 |
|
Г3. Финансовая обеспеченность разработки |
Никаких дополнительных средств для запуска производства не требуется |
Для доработки технологии требуются незначительные средства, имеющиеся в наличии |
Проблема финансирования разработки не вызывает затруднений |
Доработка технологии требует финансовых средств, что повлияет на другие проекты |
Финансирование доработки технологии вызовет значительные затруднения |
0,83 |
|
Г4. Кадровая обеспеченность |
Доработка технологии не требуется либо осуществляется самостоятельно |
Технология требует незначительного пополнения штата без переобучения |
Технология требует незначительной переподготовки части персонала |
Технология требует серьезного обучения персонала или привлечения специалистов со стороны |
Специалисты нужного профиля в штате отсутствуют и неясно, где их найти |
0,63 |
|
Потенциал обеспеченности технологии |
|
Частные потенциалы технологии и продукта |
Весовые коэффициенты |
Итог |
Наименование |
Величина |
Рыночный потенциал |
|
1 |
|
Потенциал качества |
|
0,77 |
|
Потенциал осуществимости |
|
0,82 |
|
Потенциал обеспеченности |
|
0,74 |
|
Суммарный потенциал решения |
|
Обратите внимание на числовые коэффициенты в приведенных таблицах. Они приведены здесь только как примерные (использовавшиеся в одном из проектов). О выборе величины этих коэффициентов Вам надо позаботиться до того, как Вы начнете оценивать Ваши решения. При этом решающими факторами при задании этих коэффициентов являются внешние по отношению к собственно задаче факторы. Здесь свою роль сыграют и факторы рынка, и менталитет кадрового состава и потенциальных покупателей продукта, и всевозможные нормативно-правовые аспекты (как внутригосударственные, так и международные), и другие особенности Вашей частной ситуации,
После того, как эти таблицы приняли рабочий вид (т.е. Вы проставили и проверили все коэффициенты значимости и весовые коэффициенты), можно проводить оценку каждого решения отдельно. Эту операцию действительно лучше проводить по каждому решению отдельно, не видя результатов оценки других решений. Более того, лучше вначале проставить только сами первичные оценки (по пятибалльной системе, но с возможностью использовать дробные числа) и только после того, как эта операция проделана для всех решений, провести все арифметические операции. Все эти особенности процедуры направлены на то, чтобы свести к минимуму субъективность итоговых оценок.
Возврат к схеме аналитического этапа
| | Возврат к схеме синтетического этапа |