69. Примеры решения задачи с применением мозгового штурма
Исходная учебная (хотя в действительности - вполне реальная) задача была сформулирована группе из 8 человек следующим образом:
Известно, что памятники, установленные на московских площадях, сильно страдают от птиц. Предложить способы защиты памятников, учитывая требования как экологов, так и обществ защиты животных.
Группа (под руководством ведущего МШ) штурмовала задачу в течение 10 минут, протокол штурма велся вручную одним человеком (не участвовавшим в генерации идей). После штурма протокол выглядел следующим образом:
1 |
Голубиный корм antibaby |
12 |
Светом пугать |
2 |
Отпугивающий звук |
13 |
Хищная птица |
3 |
Антикоррозионная обработка |
14 |
Кошек побольше |
4 |
Отмахивающийся памятник |
15 |
Летающие кошки |
5 |
Подвижный памятник |
16 |
Отвлекающий маневр |
6 |
Специальный материал для памятников |
17 |
Кормить голубей, чтобы только пешком могли |
7 |
Собирать помет |
18 |
Особую породу голубей вывести |
8 |
Отпугивающий запах |
19 |
Специальное освещение, чтобы не заметен |
9 |
Намылить статую |
20 |
Мойка памятника изнутри регулярная |
10 |
Милиционера с пистолетом поставить |
21 |
Памятник-фонтан |
11 |
Колпак над памятником |
22 |
Упаковать памятник |
Итого высказано 22 идеи. Далее эти идеи были переданы ведущему для анализа. Анализ включал в себя систематизацию и классификацию идей, после чего выяснилось, что в этой классификации довольно много "пустых" клеток, которые и пришлось дополнить (напомним, что этап анализа - это тоже генерация идей, но уже не спонтанная, а систематическая). Проследите, как меняется организация полученной информации в процессе ее анализа.
1. После первичной перетасовки и смыслового упорядочения исходной информации
|
Исходная формулировка |
Обобщенная идея |
1 |
Голубиный корм antibaby |
Чтобы не было голубей, какающих щелочью |
18 |
Особую породу голубей вывести |
|
2 |
Отпугивающий звук |
Отпугивать |
4 |
Отмахивающийся памятник |
5 |
Подвижный памятник |
8 |
Отпугивающий запах |
10 |
Милиционера с пистолетом поставить |
12 |
Светом пугать |
13 |
Хищная птица |
14 |
Кошек побольше |
15 |
Летающие кошки |
|
17 |
Кормить голубей, чтобы только пешком могли |
Не допустить до памятника |
22 |
Упаковать памятник |
9 |
Намылить статую |
16 |
Отвлекающий маневр |
11 |
Колпак над памятником |
|
7 |
Собирать помет |
Убирать помет |
20 |
Мойка памятника изнутри регулярная |
21 |
Памятник-фонтан |
|
3 |
Антикоррозионная обработка |
Защитить от воздействия |
6 |
Специальный материал для памятников |
|
19 |
Специальное освещение, чтобы не заметен |
??? |
2. Вторая стадия преобразования и классификации:
А. Преобразовать голубей как таковых
А1. Чтобы не плодились
А2. Чтобы какали не щелочью
А3. Чтобы ходили только пешком, как гуси
Б. Воздействие на конкретных голубиных особей
Б1. Отпугивание от памятника
Б11. Запахом
Б12. Светом
Б13. Выстрелами?
Б14. Хищником
Б141. Хищной птицей
Б142. Кошками
Б2. Отбрасывание, не дать сесть на памятник
Б21. Движением памятника
Б22. Отмахиванием памятника
Б23. Намыливанием памятника
Б24. Колпаком прозрачным
В. Воздействие на помет
В1. Убирать
В2. Смывать
Г. Воздействие на памятник
Г1. Изолировать памятник как целое (колпаком)
Г2. Изолировать материал памятника от помета (покрытие)
Г3. Изменить свойства материала памятника
3. Третий этап анализа - построение матрицы. (это - уже привлечение метода морфологического ящика)
Используя все термины и понятия исходных предложений и тех же предложений после их классификации по разным признакам, можно построить морфологическую матрицу решений, добавляя туда по мере возникновения новые элементы или переименовывая и обобщая старые.
Объект (или место) воздействия |
Голубиная порода |
Отдельный голубь |
Поверхность памятника |
Памятник в целом |
Окрестность памятника |
В отдалении от памятника |
Целенаправленно изменяемый параметр |
Положение |
Качественное свойство |
Поведение |
Действующий агент |
Звук |
Пугающий |
Отвлекающий |
Неприятный |
Нет |
Запах |
Привлекающий |
Отвлекающий |
Неприятный |
Нет |
Свет |
Ослепляющий |
Дезинформирующий |
Тепловой луч |
Нет |
Удар |
Механический |
Воздушный |
Звуковой |
Тепловой |
Нет |
Цель действия |
Отпугнуть |
Отбросить |
Отделить |
Удалить |
Покрыть слоем |
Изолировать |
Временной характер воздействия |
Случайный |
Периодический |
Импульсный (по сигналу обратной связи) |
Формально в этом "морфологическом ящике" содержится 6х3х4х4х4х5х6х4=138240 решений, и хотя большинство из них нереально, но интересных решений можно увидеть достаточно много.
Заметим (это было замечено уже после составления последней матрицы), что в число действующих агентов можно добавить еще электричество, что увеличит число вариантов решений еще в 3-4 раза. Таким образом, из скромного "штурмового" набора в 22 предложения на этапе анализа удалось получить около полумиллиона вариантов. Есть из чего выбрать, не правда ли?
Возврат к схеме аналитического этапа
| | Возврат к схеме синтетического этапа |