От бритвы до бюрократа.
Мастерская
творчества

 

В книге А. Ивина "Искусство правильно мыслить" приведена цитата из "некоей китайской энциклопедии", в которой говорится, что животные подразделяются на:

- принадлежащих императору;

- бальзамированных;

- прирученных;

- молочных поросят;

- сирен;

- сказочных;

- бродячих собак,

- включенных в настоящую классификацию;

- буйствующих, как в безумии;

- неисчислимых;

- нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти;

- и прочих;

- только что разбивших кувшин;

- издалека кажущихся мухами.

Улыбки, переходящие в гомерический хохот при зачтении этой классификации в любой аудитории, вполне понятны: слишком уж явно она неправильна.

А как правильно? Попробуйте сами расклассифицировать, например, линейки, или рубашки, или сверла! И увидите, что это отнюдь не простая задача. В незапамятные времена в школе проходили логику, и тогда такие задачки решались легче: школьников учили логически, правильно мыслить. Но времена менялись, мыслить стало противопоказано, логику в школах отменили, и сегодняшнему ретивому исполнителю инструкций трудновато разобраться в хитросплетениях всяких логических операций. А без них в научно-техническом творчестве, увы, не обойтись!

Современному человеку редко приходится в одиночку решать задачи технические, научные, социальные или любые иные; на большинстве этапов проблема обрабатывается в режиме общения, обсуждения. При коллективном творчестве чаще всего приходится использовать два важных логических приема: определение и классификацию. Чтобы восполнить пробелы школьного образования, давайте с этими приемами познакомимся поближе.

Определение - это логический прием, имеющий целью раскрыть или уточнить содержание понятия. И, как ни странно, этот фундаментальный прием построен... на песке! В самом деле, цель определения - раскрыть сущность понятия. Но за первой сущностью скрывается вторая, более глубокая, за ней - третья и т. д. И по мере познания объекта мы вынуждены изменять его определение. Загляните ради любопытства в два издания одного и того же словаря, сдвинутые лет на 10 -15, и увидите: многим понятиям там даны совершенно различные определения! Но нестабильность определений нас не смущает. Мы учитываем всегда только те характеристики объекта, которые в данной конкретной ситуации являются существенными, и этого вполне достаточно, чтобы уверенно с ними работать.

Наиболее часто встречается определение через род и видовое отличие, которое можно выразить формулой А=В и С, где А - определяемое понятие, В - понятие более общее по отношению к А (родовое понятие), С - такие признаки, которые выделяют объекты А среди всех объектов В.

Давайте определим понятие "плот". Средство передвижения по воде? Неверно: и лодка, и пароход являются такими же средствами. Попытаемся иначе: "Плот - это плавсредство, связанное из бревен", верно? Тоже нет, плот ведь можно сделать и из досок, и из бочек, так что наше определение охватывает не все виды плотов. Ну, а как же будет точно? Подумайте, а потом попытайтесь выполнить очередное конкурсное задание -

Дать определение книге, причем такое, чтобы оно включало только книги, все книги и ничего, кроме книг.

Вернемся теперь к самому началу статьи. Чем неправильна "китайская" классификация? Там нет единого признака, по которому делятся все животные (этот признак называют основанием деления). Если в качестве этого признака взять, например, способ передвижения, то всех животных можно разделить на летающих, бегающих и плавающих; если основанием деления будет число ног, то все животные разделятся уже по-другому: двуногие, четвероногие, шестиногие, восьминогие, многоногие. Но вам, наверное, ясно, что, во-первых, как-то не слишком серьезны оба основания деления, а во-вторых, даже по этим основаниям классификация неполна: найдите-ка место для обыкновенного ужа в этих классификациях! Не получается?

В технике тоже часто возникает необходимость рассортировать, расклассифицировать обилие объектов данного назначения (например, транспортных средств). Процедура здесь такова: вначале выявляют наиболее существенный признак - для транспортных средств это, видимо, среда перемещения. По этому признаку все транспортные средства делятся на воздушные, водные и наземные. Далее для каждой группы транспортных средств надо найти очередной, наиболее существенный признак. Двигатель, движитель, назначение, управление движением - что из этого вам кажется наиболее важным? Сразу ответить трудно, большинство признаков кажутся примерно равнозначимыми. В этом случае вместо обычной, иерархической классификации с постепенным "измельчением" оснований деления вы сталкиваетесь с другой классификацией, которая уже имеет вид не ветвящегося дерева, а многомерной матрицы.

Вторым конкурсным заданием настоящего выпуска является классификация любого из перечисленных объектов: металлообрабатывающие станки, бритвы, бюрократы, способы решения задач. Для тех, кто не успел вовремя подключиться к конкурсу, сообщаем: вы можете начать с этого выпуска. А победителя, как мы уже сообщали, ждет остродефицитная литература по методам поиска новых технических решений.

Ограниченный объем статьи не позволяет осветить более глубоко смысл и важность того, о чем здесь бегло рассказано. Читателю придется пока на слово поверить, что умение давать определения и классифицировать объекты является азбукой для любого вида творческой деятельности, связанного с необходимостью пользоваться речью (неважно, устной или письменной). Не познав и не усвоив эту азбуку, трудно избежать позиции барана перед новыми воротами. Особенно важна эта азбука логики в так называемых систематических методах поиска, о которых будет рассказано позже.

октябрь 1988



Залог "культурного" мышления.

Оглавление

Погоня за идеалом.