Погоня за идеалом.
Мастерская
творчества

 

Представьте себе, что контейнер с грузом сам перемещается в нужном направлении. Ситуация, прямо скажем, сказочная, и если кто-то подумал, что речь пойдет о каком-то удивительном грузе, спрятанном в обычном контейнере, то будет не прав. Просто мы имеем дело с идеальным транспортным средством..

Итак, если какой-либо технической системы нет, а ее функция выполняется, мы имеем дело с идеальной системой. То есть что-то само перемещается, обрабатывается без обычно необходимых в таких случаях устройств и механизмов, достигших вершины совершенства... Практически это означает, что какая-то другая система взяла на себя выполнение функций отсутствующей, но идеальной.

Конечно, трудно представить, например, идеальный грузовик, которого нет, а его транспортная функция тем не менее выполняется. Но давайте попробуем постепенно это сделать.

Два грузовика имеют равные параметры, но вес одного из них на 300 кг меньше. Конечно же, он лучше. А теперь будем шаг за шагом улучшать и другие параметры, постепенно приближаясь к идеалу, у которого бесконечно малый вес, расход топлива, эксплуатационные расходы, бесконечно большая надежность. Все затраты на него уже равны нулю, а полезная работа выполняется.

К сожалению, идеальное может существовать только в нашем сознании. В жизни нельзя найти "идеального мужа" или "идеальную жену", так же как и создать абсолютно черное тело или вечный двигатель. Но к ним можно приблизиться в той или иной степени.

Вся история техники показывает, что постепенное приближение и идеалу любой машины или механизма является одной из главных закономерностей их развития. Вспомним самосвалы-гиганты из Жодина: их размеры и грузоподъемность постоянно увеличиваются именно потому, что чем крупнее автомобиль, тем меньше его вес относительно перевозимого груза, тем меньше относительные затраты топлива на единицу веса груза. Такая тенденция существует у всех транспортных средств, и именно ей обязаны своим рождением супертанкеры и сверхтяжелые самолеты.

А как же идеальный груз? С ним тоже все ясно - у него нет ни веса, ни объема, то есть все параметры стремятся к нулю, но на месте назначения он должен выполнять все свои функции. Такого груза в природе нет. но есть, например, разборные и надувные конструкции, уменьшающие свои размеры при транспортировке во много раз.

Многие изобретатели и рационализаторы, часто сами того не замечая, с успехом используют в своем творчестве "маяк" идеала. Чем же он помогает при решении реальных задач?

Понимание этой вершины совершенства позволяет правильно поставить цель нашей работы - так, чтобы приблизиться к этой вершине (а это уже половина успеха), и подсказывает возможные пути движения к ней. При этом никогда не надо забывать, что параметры любой машины или механизма, любого процесса должны улучшаться: ведь стремление к идеалу - закономерность развития и путь к решению задачи. К тому же идеал помогает нам оценить полученный результат по тому. насколько удается к нему приблизиться.

Но как, не имея еще решения задачи, создать идеал этого решения? Творческий процесс рождения понятия о еще непознанном формализовать невозможно, но можно подсказать, что "идеализация" заключается в доведении до бесконечности всех полезных свойств, а всех вредных - до нуля. Это своего рода инженерный гротеск.

Полет творческой фантазии всегда ограничивается тем, что будущее устройство или технологический процесс должны быть созданы из реальных материалов, работать в определенных условиях. Преодолеть этот психологический барьер позволит найденное нами представление об идеальном объекте, поднимающее нас над привычными ограничениями.

Именно так работал создатель целой серии оригинальных самолетов, обогнавших свое время, Р. Орос ди Бартини. В частности, Роберт Людвигович отмечал, что самая идеальная часть самолета - та, которая выполняет свою функцию, но во время полета остается на земле - она ничего не весит, не занимает места, не может сломаться, ее нельзя поразить...

Вечное стремление машин и механизмов в их развитии к идеалу многократно описано в работах инженера-изобретателя и писателя Г. С. Альтшуллера. Именно его стараниями понятие "идеального" заняло свое немаловажное место в работе многих творцов новой техники. И если вам захочется подробнее познакомиться с этим привычным и непривычным понятием, советуем обратиться в первую очередь к его работам.

 

февраль 1989



От бритвы до бюрократа.

Оглавление

Шаг назад, два шага вперед.