Системно-морфологический подход
в технике, науке, социальной сфере.
Титов В.В.

4.2. Пример 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КВАРТАЛЬНОЙ ПРЕМИИ

Поскольку мы уже приняли за аксиому утверждение, что любой объект можно представить в виде системы, то давайте определим, что это за система и к какому типу и классу систем она относится. Очевидно, система - искусственная, т.к. создана она человеком и для его, человека, нужд. Очевидно, система относится к классу социальных систем (хотя и информационный, и технический аспект здесь просматриваются). И, наконец, очевидно, что наша система принадлежит к системам типа "процесс".

Попробуем дать определение социальным системам типа "процесс". На помощь приходит неувядаемый язык словоблудов застойных времен, породивший для систем типа "процесс" суконное название "мероприятие". Итак:

Мероприятие (социальная система типа "процесс") - это искусственно выстроенная последовательность целесообразно организованных в пространстве и времени и находящихся во взаимной связи действий и операций, имеющая целью своей реализации удовлетворение некоторой общественной потребности за счет преобразования (создания, обработки, передачи, и т.д.) социально значимых ценностей; мероприятие всегда осуществляется людьми и цель его соотносится с определенной группой людей.

Следует заметить, что термин "мероприятие" в обиходе имеет сейчас более широкий смысл, поэтому подчеркнем, что в настоящей книге под мероприятием мы будем понимать именно то и только то, что подпадает под определение, приведенное выше (это и "выговор подчиненному", и "выборы в Государственную Думу", и "заселение Севера", и т.п.). Иначе говоря, данное определение является определением-предписанием (см. раздел 1.1).

Проверив исходный объект на соответствие приведенному выше определению и убедившись, что - да, распределение квартальной премии есть не что иное, как мероприятие в настоящем понимании этого слова, перейдем к определению надсистемы. Отметим, что надсистема должна быть тоже социальной, т.е. тоже мероприятием. "С листа" на роль "надмероприятия" можно предложить:

1. Возбуждение чувства материальной заинтересованности сотрудников предприятия.
2. Повышение благосостояния сотрудников предприятия.
3. Материализация справедливого вознаграждения за труд.
4. Реализация регламента оплаты труда на данном предприятии.

Проверяем корректность определения надсистемы теми же вопросами, что и для технической системы.

Является ли распределение квартальной премии возбуждением чувства материальной заинтересованности? Вопрос получился настолько запутанным и двусмысленным, что автор, например, не решается сказать ни да, ни нет. То, что мероприятие это возбуждает в коллективе самые противоречивые чувства, никто спорить не будет. Но вот только ли чувство материальной заинтересованности - это вопрос... Но в такой ситуации есть иной выход, чисто грамматический. Заменим в исходной формулировке отглагольное существительное "распределение" инфинитивом "распределить" и точно так же в формулировках каждого из потенциальных "надмероприятий" заменим первое слово на соответствующий инфинитив. И в этой новой окраске проверочные предложения преобразуются из вопросительной формы в изъявительную. А именно, первое предложение звучит теперь так:

1. Для того, чтобы < надмероприятие> , недостаточно только < мероприятие> . И если "инфинитивные" формулировки, подставленные в это предложение, формируют фразу, соответствующую реальному положению дел, то проверочная фраза наращивается следующим образом:

Для того, чтобы < надмероприятие> , недостаточно только < мероприятие> , нужно еще < S других мероприятий> . Здесь "S других мероприятий"- это все дополнительные мероприятия, которые в совокупности с нашим исходным составляют "надмероприятие" в полном его объеме. Если же инфинитивные формулировки имеют сомнительный или неверный смысл, окончательная проверка проводится по усиленной фразе:

2. Для того, чтобы < надмероприятие> , вполне достаточно < мероприятие> , и если она справедлива, то проверяемое "надмероприятие" не может быть признано таковым.

Итак, возвращаемся к конкретной системе и составляем инфинитивное проверочное предложение: "Для того, чтобы возбудить чувство материальной заинтересованности сотрудников предприятия, недостаточно только распределить квартальную премию". Так ли это? Если нет, то что еще нужно? Вот тут уже заметна неполнота формулировки. Если бы фраза была более развернутой: "Для того, чтобы возбудить чувство материальной заинтересованности сотрудников предприятия, недостаточно только распределить квартальную премию в соответствии с успехами каждого сотрудника", то отрицательный ответ был бы очевиден, так же как очевиден был бы и положительный смысл усиленной проверочной фразы 2. В исходных же формулировках сомнения остаются.

Проверяем второй вариант "надмероприятия": Для того, чтобы повысить благосостояние сотрудников предприятия, недостаточно только распределить квартальную премию. И опять ситуация спорная. А скорее даже бесспорная, т.к. от процесса распределения благосостояние не уменьшится и не увеличится, т.к. общая сумма премии остается той же. Таким образом, ответ отрицательный, и проверочную фразу теперь надо нарастить всем тем, что нужно для достижения "надмероприятия". А это:

1) увеличить суммарный размер премии,
2) повысить зарплату сотрудникам,
3) обеспечить богатые заказы предприятию,
4) обеспечить сотрудников более производительным и совершенным оборудованием,
5) обучить сотрудников приемам более производительного труда,
6) ввести неденежное поощрение сотрудников,
7) обеспечить бытовое обслуживание, льготное снабжение продуктами и предметами быта,

......и еще многое-многое другое. Становится очевидно, что выбранная надсистема слишком велика, желательно найти поменьше, поконкретнее.

Проверяем третий вариант: Для того, чтобы материализовать справедливое вознаграждение за труд, недостаточно только распределить квартальную премию. Опять недоговоренность. Полезно бы добавить в конце "в соответствии с трудовыми успехами каждого". Впрочем, эта добавка вообще-то подразумевается (хотя некоторые начальники распределяют премию, руководствуясь другими принципами). А фраза звучит корректно, и многим, наверное, известны и другие средства справедливого вознаграждения за труд (в частности, прибавка к зарплате, повышение в должности, и т.п.). Эти "другие мероприятия" не являются обязательно сопутствующими исходному, скорее наоборот, они являются альтернативными (видели вы, чтобы кому-то сразу и зарплату прибавили, и в должности повысили, и увеличенную премию выписали?). Впрочем, если учесть, что речь идет о материализации справедливого вознаграждения за труд не одного сотрудника, а всех сотрудников предприятия, то с этой точки зрения все названные мероприятия в совокупности, распределенные во времени и в пространстве (т.е. в адресации), действительно могут обеспечить справедливое вознаграждение за труд. Только для каждого из добавочных мероприятий надо предусмотреть изменение как в сторону увеличения, так и наоборот (т.е. "изменение в зарплате", "переаттестация по должности"). Таким образом, третий вариант вроде бы проходит на роль надсистемы.

Четвертый вариант. Проверочная фраза: Для того, чтобы реализовать регламент оплаты труда на данном предприятии, недостаточно только распределить квартальную премию. Фраза корректна, но читатель, наверное, чувствует, что она относится совсем к иной области, от конкретного человека более далекой, хотя тоже социальной. Регламент оплаты труда - это элемент финансовой подсистемы предприятия. И здесь приходится выбирать, по какому из двух прошедших проверку направлений двигаться дальше. Как правило, выбор бывает предопределен типом поставленной задачи или ситуацией. Если задача совершенствования процедуры распределения премии поставлена профсоюзом, то в работу пойдет третий ответ; если же планово-экономический отдел хочет навести порядок в финансовых потоках предприятия, то будет принят последний ответ.

Выберем для определенности третий ответ и в качестве надмероприятия будем считать "материализацию справедливого вознаграждения за труд". Теперь необходимо определить ГПФ нашего мероприятия в надсистеме. Сравнивая наше мероприятие (распределение квартальной премии) с остальными двумя мероприятиями этой же надсистемы (изменение в зарплате и переаттестация по должности), нетрудно заметить, что распределение квартальной премии отличается от остальных мероприятий экспрессностью во времени и разовым характером. Иными словами, ГПФ распределения квартальной премии - это разовое экспрессное реагирование на последние трудовые достижения (или проколы) сотрудников предприятия.

Перечень подсистем ("подмероприятий") нашей системы, очевидно, должен грамматически оформляться в том же духе, что и все уже сделанное. Здесь стоит заметить, что хотя инфинитив и отглагольное существительное дают равноценные (с точки зрения смысла) формулировки, но для проверочных целей на отдельных этапах оказывается предпочтительной только одна из форм. Поэтому во избежание тупиковых или двусмысленных ситуаций полезно держать в поле зрения оба варианта формулировок.

Итак, из каких действий, подмероприятий состоит мероприятие, т.е. распределение квартальной премии? Это - наводящий вопрос для определения подсистем. Он может быть сформулирован и иначе, в инфинитивной форме:

1. Что и что нужно сделать, чтобы осуществить мероприятие, т.е. распределить квартальную премию?

Это - эквивалент первого из вопросов предметного анализа системы типа "процесс". Ответы на это вопрос "закрывают" проблему предметного анализа. Для проведения структурного анализа (т.е. второй части предметного анализа) системы типа "процесс" наводящий вопрос также можно представить в двух вариантах:

2. В какой последовательности и в какой причинно-следственной взаимосвязи находятся эти действия (подмероприятия)?

Или: Что за чем следует делать из перечисленного, чтобы осуществить мероприятие (распределить квартальную премию)?

Применительно к нашей задаче перечень подмероприятий можно предложить таким:

1. Получить сведения о суммарной денежной величине премии.
2. Собрать в подразделениях сведения об итогах их деятельности за квартал и свести эти сведения в единый список.
3. Раздать руководителям подразделений список итогов с предложением проранжировать (расставить места) все подразделения, кроме своего.
4. Собрать обработанные списки и, определив сумму мест для каждого из подразделений, в соответствии с этим вычислить объективный балл каждого подразделения.
5. Рассчитать сумму, выделяемую каждому подразделению в соответствии с его баллом и фондом зарплаты (согласно ранее принятому алгоритму расчета).
6. Сообщить руководителям подразделений результаты расчета и предложить им провести распределение премии между сотрудниками своих подразделений.
7. Собрать из подразделений сведения о распределении квартальной премии среди сотрудников и составить итоговый список распределения.
8. Вывесить итоговый список для ознакомления (конечно, в тех случаях, когда зарплата выдается не в конвертах, а по ведомости).
9. Назначить время приема сотрудников по вопросу премирования; принять и выслушать всех недовольных, решить возникшие вопросы с руководителями подразделений.

Естественно, предложенный список - не единственно возможный вариант (более того, автору не известно ни одного предприятия, где был бы реализован именно этот вариант). Кстати, можно этот список сократить, объединив, например, действия 2-4 в одно действие "Провести экспертную оценку сравнительных успехов подразделений", а действия 6-7 - в одно действие "Провести распределение сумм внутри подразделений".

Внешний предметный анализ нашей системы был походя проведен на этапе поиска надмероприятия (кстати, так чаще всего и бывает), останавливаться на нем не будем (тем более, что в свое время читателю было предложено самому кое-что уточнить, а как читатель это сделал, автору не известно).

Функциональный анализ социальной системы типа "процесс" почти ничего общего не имеет с функциональным анализом предметных систем. Дело в том, что для социальной системы чтобы ответить на вопрос "как осуществляется мероприятие (или подмероприятие, что не принципиально)?", надо ответить на целый букет из семи вопросов:

1. Кто осуществляет мероприятие? (Исполнитель - человек!)

2. Что является объектом мероприятия? (Какой предмет или объект иного вида обрабатывается при реализации мероприятия?)

3. Где осуществляется мероприятие?

4. Когда осуществляется мероприятие? (Сколько времени оно занимает?)

5. Какими средствами (инструментами, приборами) осуществляется мероприятие?

6. Сколько стоит мероприятие? (денег, энергии, и т.п.)

7. Для чего осуществляется мероприятие? (какому объекту или другому мероприятию предназначен результат данного мероприятия?)

И очень похоже, что комплекс ответов на эти вопросы практически соответствует почти полному системному анализу иследуемого "подмероприятия". Для начала, впрочем, вполне достаточно ограничиться всего тремя вопросами 1, 2 и 7, т.к. любой из остальных четырех вопросов имеет существенное значение лишь в конкретной ситуации, которая автоматически приведет решателя к необходимости заняться именно этими аспектами проблемы (т.е. место, время, цена, оборудование - что из этого окажется критичным, выясняется, как правило, не сразу).

Однако прервем пока дальнейший анализ животрепещущего премиального вопроса и попробуем разобрать систему иного класса.



Пример 1. Пылесос

Список работ

Пример 3. Закон "О подоходном налоге с физических лиц"

главная страница