Нет сомнений, что этот объект к техническим системам отношения не имеет и является информационной системой. А вот как он соотносится с социальной сферой, определить не так просто. Очевидно, что воздействие его на жизнь и деятельность граждан чрезвычайно велико. Но это воздействие направлено исключительно на способ, характер деятельности человека, т.е. на функционирование социальных систем, на связи в социальных системах. В то же время подумав о ГПФ этого закона, нетрудно прийти к выводу, что основная его цель - обеспечить порядок и правильное функционирование социальной, финансовой системы страны, т.е. по своей ГПФ Закон безусловно сильно связан с социальной, финансовой надсистемой. С другой стороны, можно рассматриваемый Закон анализировать, не выходя за пределы чисто информационной надсистемы под названием "Гражданское законодательство" или "Свод законов", поскольку, как уже известно некоторым из законодателей, все законы должны быть строго увязаны между собой, чтобы их действие было согласованным (к сожалению, в российских законотворческих органах столь осведомленных законодателей пока - меньшинство).
В добавление к сказанному напомним, что Закон является системой предметного типа, и примерим к нему стандартное определение системы: Закон - это упорядоченное определенным образом множество норм или правил, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Все правильно, определение системы корректно. Проверку формулировок целостности и делимости Закона "О подоходном налоге" предоставляем читателю провести самому, это заодно будет напоминанием о цели системного анализа, про которую мы пока здесь не вспоминали. А цель поставлена жизнью, Закон этот, принятый в 1991 году, несовершенен (как, впрочем, и последующие его модификации), о чем в газетах писали и правые, и неправые (т.е. левые). Так давайте попробуем с ним разобраться и понять, как можно его сделать более совершенным (а вдруг удастся найти способ, который и фискальным службам потрафит, и налогоплательщика не обременит?!). Но - для того, чтобы систему изменять, нужно сначала понять, как она устроена и как функционирует, т.е. провести нормальный полный ее системный анализ.
Итак, идем по проторенному пути, т.е. начинаем с первого шага - определения надсистемы.
Что можно предложить в качестве надсистемы для нашего Закона? Опять составляем список "с листа":
Первый тест-вопрос, если его "примерить" к этому списку, дает правильный (отрицательный) ответ для всех пяти вариантов. Какую же из надсистем выбрать? Ситуация посложнее, чем у буриданова осла. Что делать? Попробуем определить ГПФ нашего Закона в каждом из пяти случаев. И сразу же выясняется, что названные пять надсистем прежде всего отличаются уровнем общности. Очевидно, что финансовое законодательство является частью гражданского законодательства (поэтому ответ 2 отпадает из соображений иерархии надсистем). Сравнивая варианты 1 и 3, видим, что и здесь уровень общности различен: в финансовое законодательство входит и ряд законов, не относящихся к налоговой системе (т.е. системе только сбора средств в казну). Итак, из первых трех вариантов ответа остается один только третий. И в нем ГПФ нашего Закона - определение размеров и правил сборов в казну с граждан, физических лиц (а не с предприятий и других юридических лиц). В варианте 4 ГПФ звучит несколько иначе - узаконивание регламента оплаты гражданами услуг государства (хотя в нашем "государстве наоборот" такая формулировка и звучит несколько непривычно). Наконец, пятый вариант также представляется слишком общим, т.к. наш Закон является элементом Законодательства о налоговой системе, которое, в свою очередь, является только частью фискальной системы (причем частью, определяющей регламент действий предметных служб фискальной системы, т.е. налоговой инспекции и налоговой полиции). Итак, осталось только два варианта надсистем. Читатель, попробуйте ответить на вопрос, за какую из надсистем проголосует правительство, а за какую - партия любителей пива?...Pause... Вы правильно подумали. Высвечивать в надсистеме вопрос "А за какие, собственно, услуги государства мы, граждане, платим?" кое-кому совсем не хочется. Коли так, то давайте мы с вами, читатель, станем на позицию налогоплательщика, честного трудящегося, в поте лица зарабатывающего на трех работах и согласного по справедливости платить за услуги государства, которые ему, налогоплательщику, необходимы и достаточны. Это значит, что выбираем вариант 4 - надсистему "Регламент отношений граждан с государством". ГПФ в этой надсистеме уже записана выше. Переходим к перечню подсистем Закона. Есть "соблазн троечника" просто перечислить все формальные разделы Закона и на этом успокоиться. И это стало бы первой ошибкой, совершив которую (т.е. перепутав элементы и подсистемы), мы сильно усложнили бы себе работу, пока не пришлось бы в конце концов вернуться к этому шагу и выполнить его уже по другому. Подсистемы предметной системы (в системах любого класса: технических, социальных, и т.д.) определяются по той внутренней функции, которую они в системе выполняют (вот вам и пример пересечения предметного и функционального анализа, которое в данном случае облегчает выбор правильного, наиболее короткого пути). Какие задачи, собственно, решает Закон о подоходном налоге? Ответ на этот вопрос попытаемся “обходным путем” найти в перечне из семи вопросов функционального анализа социальной системы типа "процесс". Действительно, Закон описывает и регламентирует функционирование социальной системы типа процесс - системы "Налогообложение граждан". Итак, попробуем записать подсистемы Закона о подоходном налоге таким образом: Взяв в руки текст Закона, нетрудно убедиться, что ситуация довольно плачевная. Некоторые подсистемы Закона отсутствуют и в явном, и в неявном виде, другие подсистемы раздуты до фантастических размеров, третьи рассыпаны по десятку статей во всех главах Закона. Кроме того, есть некоторые статьи, которые нельзя отнести ни к одной из названных подсистем. В общем, система довольно неорганизованная. Но попробуем все же построить структуру нашей системы, приняв в качестве ее элементов статьи Закона. Этих статей - 24, но перечислены они отнюдь не в соответствии с нашей градацией на подсистемы. А поскольку имеются серьезные основания считать, что естественная классификация статей Закона по их функциональной принадлежности более понятна и логична, то мы сгруппируем статьи по их принадлежности подсистемам. Чтобы не отсылать читателя к оригиналу Закона, приведем здесь полный перечень названий его статей: Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц" Теперь те же статьи сгруппируем по нашим подсистемам (статьи обозначены их номерами, в некоторых случаях в скобках упомянуты подпункты статей): Вне наших подсистем остались статьи 5, 22 и 24. Впрочем, статьи 22-24 - это чистой воды пустышки, первые две из них - отсылки к безымянным "законодательным актам", последняя - уведомление о том, что Закон не имеет прямого действия и исполнители его со стороны государства будут руководствоваться собственным истолкованием Закона. Но помимо этих замечаний, работа с текстом Закона наводит на мысль, что разумнее для данного Закона несколько изменить наименование и состав подсистем. Прежде всего для упрощения анализа исключим подсистемы 2, 3 и 5, полагая "по умолчанию", что налоги в России платятся только наличными или безналичными рублями и только на расчетные счета налоговых инспекций (хотя, наверное, лучше было бы эти положения в одной из статей Закона назвать в явной форме). Далее. Больше половины текста Закона посвящено перечню видов дохода как объекта налогообложения (а если точнее, то видов дохода, не входящих в базу налогообложения). Собственно ставки налога определены в маленькой статье 6 конкретно и почти корректно. Имеет смысл рассмотреть подсистему определения базы налогообложения самостоятельно, т.к. в ней выделяется ряд подсистем подчиненного уровня (облагаемый доход, необлагаемые виды дохода, необлагаемые уменьшения дохода). Следующее. Анализ Закона показывает, что государство не доверяет самому налогоплательщику расчеты и платежи подоходного налога. Это резко усложняет структуру системы уплаты подоходного налога, и ее регламент прорисован в Законе совсем не полно. Следует заняться этим подробнее и выделить подсистему "Определение исполнителя налоговых выплат". Таким образом, выстраивается иная коллекция подсистем (с несколько вольным комментарием в скобках), обозначенных в таблице Рис. 17 через функции, которые каждая из них в Законе выполняет. Рис. 17. Многие функции в этом списке начинаются с термина "определение", который (напомним) обозначает не что иное, как логический оператор, решающий одновременно две задачи: 1) обозначить все, что входит в круг определяемого понятия и 2) отграничить этот круг от всего, что в него не входит. Это значит, что некоторые из подсистем списка в свою очередь состоят, как минимум, из двух подсистем более низкого уровня. Учитывая это, распишем подсистемы в виде списка: Как видите, изменение точки зрения позволило сконструировать более четкую и логичную схему Закона. Однако в нашей схеме осталась большая дыра, связанная с тем, что законы в нашей стране исполняются из рук вон плохо, и необходим подробный регламент санкций за нарушение Закона. Нарушить же в нашем Законе можно со стороны налогоплательщика, неправильно определив: а) налогоплательщика, б) объект налогообложения, в) величину налога, г) время уплаты налога, д) исполнителя налогового платежа. Со стороны государства в лице его налоговых органов нарушение Закона также возможно, если они (органы) неправильно определят: а) нарушение налогоплательщиком (или исполнителем налогового платежа) какого-либо положения Закона или б) отсутствие такого нарушения, или в) размер и порядок исполнения санкций, наложенных на нарушителя Закона. Вообще говоря, во всяком регламентном юридическом документе (а в Законе - особенно!), характеризующем взаимоотношение двух субъектов права (А и В), обязана быть четко и однозначно прописана триада основных характеристик каждого регламентного положения: Это касается как договорных отношений, так и особенно - законов. Большинство наших законов не исполняются, в частности, по той причине, что, с одной стороны, отсутствует баланс прав и обязанностей субъектов (стимулирующий субъекта, обиженного в правах, искать пути обхода несправедливого закона), а с другой стороны, отсутствует один, а то и два элемента названной триады, в результате чего нарушается (или вообще отсутствует) механизм исполнения закона. В связи с этим мы просто обязаны включить в число подсистем Закона подсистему "Определение санкций за нарушение Закона" с подсистемами подчиненного уровня: "Вид нарушения", "Род и размер санкции" и "Исполнитель санкции". После этого можно уже приступить к построению структурной схемы Закона и выявить внутренние связи его подсистем. Начало этой операции представлено в виде Таблицы 10 - пустографки. Девятнадцать подсистем второго уровня, показанные в этой таблице, наводят на мысль, что анализ взаимодействия, взаимосвязи этих подсистем и заполнение таблицы - дело длительное, кропотливое, требующее серьезных обоснований каждого действия и, в общем-то, едва ли уместное в основном тексте книги. Автор - не юрист и не депутат Думы, большинство читателей, думается, тоже не страдают этими излишествами. Но, тем не менее, невооруженным глазом видно, что даже такой кавалерийский дилетантский наскок, который мы с вами совершили на объект, являющийся прерогативой юристов и нардепов всяческих дум, показал, сколько зияющих упущений имеется в конкретном рассмотренном Законе. И это вовсе не свидетельство семи пядей в наших лбах, это всего лишь демонстрация того, что может дать системный подход в сфере законотворчества. А пока по итогам трех приведенных примеров и соответствующих правил - задания на самостоятельную работу: Вопросы и упражнения: Примечание: некоторые из заданий этого блока вопросов и упражнений лучше всего выполнять как минимум вдвоем, в режиме дискуссии. Самое интересное, что такая дискуссия выведет вас на куда более интересные вопросы и неоднозначные ответы.
1. Финансовое законодательство.
2. Гражданское законодательство.
3. Законодательство о налоговой системе.
4. Регламент отношений граждан с государством.
5. Фискальная система.
1. Подсистема определения налогоплательщика. (Кто платит подоходный налог)
2. Подсистема определения, чем платится. (Вид валюты, вексели или иные ценности)
3. Подсистема места, адресации оплаты. (Кому, какому государственному органу платится)
4. Подсистема временного регламента оплаты. (Когда, в какие сроки)
5. Подсистема определения способов уплаты налога. (Наличными, безналичными рублями, валютой, лично, по доверенности, и т.д.)
6. Подсистема определения размера налога. (Сколько платится)
7. Подсистема определения целей, на которые расходуются налоговые средства. (Зачем платится)
Гл. 1. Общие положения.
Ст.1. Плательщики подоходного налога.
Ст.2. Объект налогообложения.
Ст.3. Доходы, не подлежащие налогообложению.
Ст.4. Устранение двойного налогообложения.
Ст.5. Международные договоры.
Ст.6. Ставки налога.
Гл. 2. Налогообложение доходов, полученных физическими лицами за выполнение ими трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы).
Ст.7. Объекты налогообложения.
Ст.8. Порядок исчисления налога.
Ст.9. Порядок перечисления налога в бюджет.
Гл.3. Налогообложение доходов, получаемых не по месту основной работы (службы, учебы).
Ст.10. Объекты налогообложения.
Ст.11. Порядок исчисления и уплаты налога.
Гл.4. Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности и других доходов.
Ст.12. Объекты налогообложения.
Ст.13. Порядок исчисления и уплаты налога.
Гл.5. Особенности налогообложения иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное местожительство в РСФСР.
Ст.14. Определение облагаемого дохода.
Ст.15. Размеры налогообложения.
Ст.16. Порядок исчисления и уплаты налога.
Гл.6. Особенности налогообложения доходов, получаемых лицами,не имеющими постоянного местожительства в РСФСР.
Ст.17. Порядок налогообложения.
Гл.7. Декларирование физическими лицами совокупного годового дохода и порядок исчисления налога по совокупному годовому доходу.
Ст.18. Порядок представления декларации о доходах.
Ст.19. Порядок перерасчета налога.
Гл.8. Обеспечение соблюдения настоящего Закона.
Ст.20. Обязанности физических лиц, уплачивающих налог.
Ст.21. Порядок удержания и возврата неправильно удержанных налогов.
Ст.22. Меры ответственности юридических и физических лиц за нарушение настоящего Закона.
Ст.23. Обжалование действий налоговых органов и их должностных лиц.
Ст.24. Инструкции по применению настоящего Закона.
1. Подсистема определения налогоплательщика (1, 16(4)).
2. Подсистема определения, чем платится (молчаливо предполагается, что рублями, но в явном виде ни в одной статье не сказано; в ст.2 есть фразы о пересчете натуральных и валютных доходов в денежную форму).
3. Подсистема места, адресации оплаты (специальной статьи нет, упоминается понятие "налоговые органы" в ст.ст. 9, 11, 13, 16-21, 23).
4. Подсистема временного регламента оплаты (9, 11, 13, 16).
5. Подсистема определения способов уплаты налога (9).
6. Подсистема определения размера налога (2-4, 6-8, 10-19).
7. Подсистема определения целей, на которые расходуются налоговые средства (отсутствует вообще).
I
Определение налогоплательщика
(кого стригут)
II
Определение объекта налогообложения
(что стригут)
III
Определение и расчет величины налога
(сколько стригут)
IV
Определение временного регламента платежей
(когда стригут)
V
Определение исполнителя налоговых платежей
(кто стригаль)
VI
Определение назначения налога
(кому стригут)
I. Определение налогоплательщика.
1.1. Поименование, кто обязан платить подоходный налог.
1.2. Поименование, кто не обязан платить подоходный налог.
II. Определение объекта налогообложения.
2.1. Виды дохода, не облагаемые налогом.
2.2. Виды дохода, облагаемые налогом.
2.3. Виды уменьшений облагаемого дохода.
III. Вычисление величины налога.
3.1. Вычисление итоговой величины облагаемого дохода.
3.2. Определение процентной ставки налога.
IV. Временной регламент налоговых платежей.
4.1. Временной регламент платежей получателем дохода.
4.2. Временной регламент платежей источником дохода.
4.3. Определение платежей, не связанных сроком исполнения.
V. Определение исполнителя налоговых платежей.
5.1. Виды доходов, по которым платит получатель дохода.
5.2. Виды доходов, по которым платит источник дохода.
5.3. Кто не может быть исполнителем налоговых платежей.
5.4. Виды платежей, исполняемых государством (и в чьем лице).
VI. Определение назначения подоходного налога.
6.1. Перечень целей, на которые государство имеет право тратить собранные средства.
6.2. Перечень целей, на которые государство не имеет права тратить собранные средства.
1) право субъекта А,
2) обязанность субъекта В, связанная с реализацией субъектом А своего права, и
3) санкции, налагаемые на субъекта В в случае неисполнения им своих обязанностей, названных в п.2.
1. В таблице Рис. 14 представлены наводящие вопросы, грамматическая форма и смысл которых больше всего подходят к анализу предметных систем. Составьте аналогичную таблицу вопросов, ориентированных на работу с функциональными, операционными системами.
2. Чем отличается ГПФ функциональной системы от надсистемы этой же функциональной системы?
3. Чем можно измерить эффективность системы "Дошкольное воспитание"? Какие виды физической эффективности применимы к данной системе?
4. Тот же вопрос упражнения 3, но применительно к системе "Закон о подоходном налоге с физических лиц".
5. Что можно считать входами, а что - выходами в следующих системах: пылесос, распределение квартальной премии, Закон о подоходном налоге?
6. Что бы Вы предложили усовершенствовать в пылесосе (причем такое усовершенствование, которого нет пока ни в одной известной модели)?
7. Какие мероприятия следовало бы включить в состав надсистемы "Материализация справедливого вознаграждения за труд" сверх тех, что перечислены в основном тексте?
8. Справедливо ли утверждение, что исполнителем в социальной системе функционального типа всегда является человек?
9. Всегда ли система, созданная человеком и для нужд человека, является искусственной системой?
10. Что является ГПФ естественной системы? И вообще, есть ли ГПФ у естественной системы, а если нет, то что ее заменяет?
11. Сформулируйте общее определение для информационной системы предметного типа. А потом - та же задача для информационной системы функционального типа (только чтобы ваше определение подходило не только к программным продуктам и их прохождению в ЭВМ).
12. Как Вы понимаете функцию элемента системы функционального типа? Можно ли утверждать, что в предметной системе элемент является предметом, а функция является действием, а в функциональной системе элемент является действием, а функция - обрабатываемым предметом?
13. Заполните приведенную ниже таблицу взаимодействия элементов для системы "Закон о подоходном налоге", руководствуясь принципами справедливости и баланса прав и обязанностей. Затем просмотрите текст последней редакции Закона (а точнее, соответствующих глав Налогового кодекса), перечислите, чего нехватает в нем из вашего списка, отыщите путь к какому-либо депутату Думы (или прямо в комитет по законодательству) и предложите ему в порядке законодательной инициативы от его имени выдвинуть вашу разработку (лучше это делать перед очередными выборами).
Основная подсистема
Подсистема подчиненного уровня
1.1
1.2
2.1
2.2
2.3
3.1
3.2
4.1
4.2
4.3
5.1
5.2
5.3
5.4
6.1
6.2
7.1
7.2
7.3
1. Определение налогоплательщика
1.1.Кто обязан платить налог
1.2. Кто не обязан платить налог
2. Определение объекта налогообложения
2.1. Виды дохода, не облагаемые налогом
2.2. Виды дохода, облагаемые налогом
2.3.Виды уменьшения облагаемого дохода
3. Определение величины налога
3.1.Определение величины облагаемого дохода
3.2. Определение процентной ставки
4. Определение временного регламента платежей
4.1. Регламент платежей получателем дохода
4.2. Регламент платежей источником дохода
4.3. Определение платежей без срока
5. Определение исполнителя налогового платежа
5.1. Платы получателя дохода
5.2. Платы источника дохода
5.3. Платы налоговых органов
5.4. Кто не может быть исполнителем налог. платежа
6. Определение назначения подоходного налога
6.1. Допустимые цели использования налоговых средств
6.2. Недопустимые цели использования налоговых средств
7. Определение санкций за нарушение
7.1. Вид нарушения
7.2. Род и размер санкции
7.3. Исполнитель санкции
Пример 2. Распределение квартальной премии
Список работ
Законы построения систем