19. Формирование перечня недостатков системы

Инструкция к исполнению.

  1. По результатам функционального анализа системы определить, какие из полезных функции исполняются плохо или недостаточно. Составить список этих недостатков.
  2. По результатам потокового анализа определить для наиболее важных потоков все свищи (утечки) и узкие места. Зафиксировать их в виде недостатков и добавить к предыдущему списку.
  3. По результатам сравнения альтернативных систем определить те достоинства альтернативных систем, которыми наша система не обладает. Сформулировать их отсутствие как недостатки системы и добавить к предыдущему списку.
  4. Просмотреть получившийся список и исключить из него повторяющиеся недостатки.
  5. Упорядочить список недостатков по степени их влияния на ГПФ системы
       Источников информации для этой операции - несколько. Во-первых, уже функциональный анализ системы дает список вредных функций и полезных функций, реализуемых недостаточно. Во-вторых, потоковый анализ выявляет свищи (утечки) и узкие места ("бутылочные горлышки") рабочих потоков, это тоже недостатки. И, наконец, сравнение нашей системы с альтернативными выявляет свою группу недостатков. Плюс отсутствие некоторых полезных функций, которые есть у каких-либо из альтернативных систем (хотя формально это - не недостаток, а нечто вроде дополнительного преимущества, что тоже важно).
      Получив довольно длинный список недостатков системы, следует теперь вначале убрать дублирование (так как один и тот же недостаток может "прийти" из разных фаз анализа), а затем упорядочить список по степени влияния каждого недостатка на ГПФ системы.
      При описании недостатков следует обратить особое внимание на грамматическую форму предложения. А именно, оно должно строиться по схеме: "ААА действует на БББ". Здесь ААА и БББ могут каждый быть элементом системы (или надсистемы), потоком или подсистемой. Глагол "действует" может быть любым глаголом, обозначающим конкретное вредное действие, но может быть и двухсловной конструкцией "недостаточно действует", где глагол уже описывает полезную функцию.
      В описании недостатков следует избегать использования прилагательных, т.е. указывать на свойства объектов, так как они пригодятся нам на следующем этапе - этапе построения причинно-следственных цепочек.

 
Возврат к схеме аналитического этапа  Переход к схеме синтетического этапа